Убийство в Римском цирке События

Убийство в Римском цирке

Римская опера открыла сезон «Риголетто»

О том, что для культуры и театра, в частности, музыкального, наступили тяжкие времена, говорят давно, но что события примут столь драматический оборот, еще полгода назад не мог предсказать никто. И если в других областях жизнедеятельности необходимость соблюдения социальной дистанции (действие соответствующего правительственного декрета в Италии продлено до 31 декабря текущего года) многими сейчас воспринимается как нечто, мягко скажем, относительное – взять хотя бы рестораны, бары и пляжи или общественный транспорт, то в театрах и концертных залах за исполнением правил следят неукоснительно. Неизбежное следствие – уменьшение числа зрителей (а часто и занятых в постановках и концертах артистов) и повышение цен на билеты. Сейчас в помощь хотя бы хорошая погода – для проведения мероприятий на открытом воздухе.

Столичный театр Костанци уже много лет организует летний сезон в Термах Каракаллы. На 2020 год были запланированы «Аида», «Севильский цирюльник», «Веселая вдова» и мюзикл Strictly Gershwin, составленный из песен композитора и его брата Айры. Но коронавирус внес изменения и в летние репертуарные планы оперного театра. К счастью, только изменения, а не полную их отмену.

По словам главы города, Вирджинии Раджи, Римская опера – первый театр в Европе, которому удалось открыть сезон после пандемии. Традиционную площадку впервые заменило огромное пространство Большого цирка, где оказалось возможным возвести сцену размером 1500 кв.м и разместить в партере 1400 зрителей с соблюдением дистанции и всех необходимых мер безопасности. Здесь с 16 июля по 13 августа пройдет 21 представление: «Риголетто», на премьере которого присутствовал президент Италии Серджо Маттарелла, «Севильский цирюльник» в концертной форме (билеты на первый спектакль зарезервированы для медицинских работников, которые были заняты в борьбе с пандемией), мировая премьера балета «Времена года», созданного Джулиано Пепарини на музыку А. Вивальди, оперетта «Веселая вдова» в концертном исполнении и рециталы Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова.

Для работы над «Риголетто» театр привлек режиссера Дамиано Микьелетто, имя которого хорошо известно любителям итальянского современного музыкального театра, и компанию Indigo Film для реализации видео, являющегося неотъемлемой частью спектакля. Бессменную команду Микьелетто (сценограф Паоло Фантин, художница по костюмам Карла Тети и художник по свету Алессандро Карлетти) пополнили хореограф Кьяра Векки и видеорежиссер сценической съемки Филиппо Росси.

Традиционную часть декораций представляли свободно разместившиеся на гигантской сцене шесть автомобилей и небольшая карусель, в дополнение к ним – экран, на который выводилась прямая трансляция с трех действующих прямо на сцене камер, а также отснятые заранее видео. Подобная комбинация с успехом послужила и   режиссерской задаче – создать кинематографичное повествование, и позволила публике с довольно большого расстояния рассмотреть в деталях происходящее на сцене (крупные планы певцов). Пожалуй, единственным неудобством для зрителей было вынесение субтитров на отдельный боковой экран: читать и одновременно смотреть на сцену было невозможно, впрочем, в этом не было особой необходимости, благодаря отличной слышимости и четкой дикции певцов. По поводу слышимости сразу оговорюсь, что звук не был, да и не мог быть «живым». Оркестр размещался перед сценой, практически на ее уровне, рассаженные по одному на расстоянии метра друг от друга оркестранты и расположенный по бокам от оркестра хор были лишены всяческой возможности создать слаженное звучание. У каждого музыканта был свой микрофон, и звук сводился и одновременно подавался на колонки, что иногда приводило к незначительным и вполне простительным погрешностям. Поэтому, увы, говорить о качестве исполнения вокальных партий, инструментальном балансе и каких-либо других тонкостях бессмысленно по техническим причинам.

Но вернемся к «кинематографическому повествованию». Действие разворачивается в криминальной среде в 1980-е годы. Герцог – авторитет, улаживающий все дела руками придворных – вооруженной до зубов банды, не останавливающейся ни перед какими преступлениями (в ускоренной съемке мелькают окровавленные полиэтиленовые свертки). Его главная слабость – женщины, которыми он себя постоянно окружает и на поиски которых отправляется в самые разнообразные места – от дискотеки до городских трущоб. Комичная деталь: каждой, в качестве подтверждения искренности собственных чувств и намерений, он преподносит кольцо.

Перенос в другую эпоху, как это часто бывает у Микьелетто, не самоцель, нередко изменения касаются и характеров, а точнее, добавляют некоторым объема, глубины или трагизма.

Риголетто на службе у своего синьора занят не только увеселением последнего, но и посредничеством в заключении сделок, от которых получает долю. Не совсем понятно только, зачем ему нанимать постороннего киллера для устранения хозяина: судя по всему, огнестрельным оружием он владеет и сам. Вводя это отягчающее обстоятельство (все-таки служить шутом, пусть и не у самого благородного и просвещенного патрона, и входить в криминальную организацию – не одно и то же), режиссер старается усилить и положительные черты образа Риголетто – его отцовские чувства, показывая «записи» из воображаемой домашней видеотеки. Короткий ролик изображает счастливую смеющуюся женщину на пляже – мать Джильды. Чуть позже – в сцене второго акта – в продолжении того же самого ролика появится и Джильда, трехлетняя малышка с косичками, играющая с матерью.

Монтероне – интеллигентного вида господин в очках и плаще явно не входит ни в какую преступную группировку, его отчаянная попытка постоять за честь дочери приводит к физическому насилию над ним (вооруженные придворные оттесняют его в угол, раздается выстрел), а затем к настоящей казни.

Более глубокий пересмотр, с которым можно спорить или соглашаться, в основном коснулся главного женского персонажа – Джильды. Из наивной девочки, только что вышедшей из монастыря, обожающей отца и нарушающей его запрет едва ли не против собственной воли, под давлением возлюбленного и при потворстве единственного человека, с которым ей позволено общаться, – служанки Джованны она превращается в довольно харáктерную молодую особу. Кадры, предшествующие первому ее дуэту с Риголетто, показывают, как девушка в спешке переодевается: снимает яркое красное платье, стирает макияж и натягивает джинсы и бесформенный свитер. Уже при встрече с отцом она вспоминает про сережки и с гримасой, выдающей досаду, торопится их вынуть и спрятать в карман. Кстати, второй пласт спектакля, с крупными планами, позволяет насладиться актерским мастерством певцов в полной мере: на столь большом расстоянии все малейшие жесты и выражения лиц остались бы незамеченными. Бросается в глаза и работает на режиссерскую концепцию и отсутствие контакта между персонажами на сцене (пресловутые антиковидные ограничения здесь сослужили неплохую службу) – каждый из них думает о том, что с ним только что случилось: Джильда – о юном незнакомце, Риголетто – о проклятии Монтероне. Дальнейший разговор тоже не клеится: дочь настойчиво пытается дознаться, кто ее отец и чем занимается, расспрашивает о матери о друзьях и родственниках и остается явно неудовлетворенной его неразговорчивостью. Очевидно, идеи режиссера не шли вразрез с представлениями дирижера Даниэле Гатти: например, в этой сцене беспокойство и тревога явно проступали за блестящими «радостными» трелями и «светлой» по колориту оркестровкой.

Последующие видео открывают нам, что с «бедным студентом» юная затворница познакомилась вовсе не в церкви, а на дискотеке. И тут не могут не вызвать улыбки первые слова арии из второго акта: «Tutte le feste al tempio», где слово «праздники» трактовано отнюдь не в значении религиозного действа (как в оригинале у Верди и Пьяве), а в несколько более широком. На этом метаморфозы не заканчиваются: сразу же после похищения в воображении Герцога, который вернулся в опустевший дом, Джильда предстает в подвенечном платье. В нем же умирающая героиня появится и в финальной сцене: пока ее бренное тело допевает дуэт с отцом на сцене, на экране возникает морское побережье из семейной кинохроники, только теперь уже взрослая Джильда в белом платье входит в воду и постепенно исчезает из вида в лучах заходящего солнца. Да и сама ее добровольная смерть у Микьелетто подвергается сомнению: Джильда находит в одной из припаркованных машин пистолет и, стучась в дверь хижины Спарафучиле, вовсе не намеревается принести себя в жертву наемному убийце. Все эти тонкости прекрасно доносит Роза Феола (Джильда), чья игра в реальном времени и в «кино» заслуживает наилучших похвал. Выразительная мимика, органичные движения, красивый голос, чистые колоратуры и аккуратные filati в верхнем регистре (сказать больше невозможно по уже упомянутым причинам) выдают в певице артистку высокого уровня.

Чрезвычайно хорош в титульной роли Роберто Фронтали, блестяще воплотивший неоднозначный и терзаемый противоречивыми чувствами образ, вокруг которого Верди и Пьяве выстраивают драму. Множество состояний, головокружительная смена эмоций в центральной сцене в его исполнении, мастерски поддержанном оркестром, никого не оставляет равнодушным. Достойно справился с партией Герцога перуанский тенор Иван Айон Ривас, продемонстрировав крепкие верха и свободное поведение на сцене. Не менее удачным был выбор второстепенных персонажей (Риккардо Дзанеллато – Спарафучиле, Мартина Белли – Маддалена, Габриэле Сагона – Монтероне, Алессио Верна – Марулло, Пьетро Пиконе – Борса, Маттео Феррара – Граф ди Чепрано и другие), все они и хор под управлением Роберто Габбиани продемонстрировали высокое мастерство.

Как, казалось бы, ни мало осталось на долю дирижера, его роль в столь сложных акустических условиях невозможно недооценить. Несмотря на обилие и разнообразие видеоряда, музыка ни на минуту не отодвинулась на второй план. Даниэле Гатти представил очень динамичное прочтение шедевра Верди. Весьма быстрые темпы не мешали партитуре переливаться множеством оттенков: от нервного тревожного звучания к нежным мелодическим излияниям, от легкости и фривольности к трагизму и безысходности.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»