В городе Ленина меняют «оптику» События

В городе Ленина меняют «оптику»

В Ульяновске проходит 57-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…»

В этом году кроме 23 концертов в афише и другие события: четыре вернисажа, в том числе «История Союза композиторов в фотографиях», впервые Мастерская музыкальной журналистики, творческая школа для одаренных детей, школа экскурсовода. Фестивальные вечера идут не только в самом Ульяновске, но и в областных городах и даже поселках. Финальный аккорд – ​7 апреля, а пока Евгения Кривицкая (ЕК) и Ольга Русанова (ОР) размышляют о полученных впечатлениях и творческом опыте.

ОР У меня в связи с этим фестивалем возникают такие мысли. Он основан 57 лет назад – это 1960-е годы, оттепель. Тогда фестивальное движение только зарождалось: в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в 1958-м стартовал Конкурс имени Чайковского, в 1959 году возобновлен Московский кинофестиваль. Все они немного приоткрыли границы. Внутри страны почти ничего не было, разве что фестиваль на родине Петра Ильича Чайковского в Воткинске (возникают, кстати, прямые параллели: там – на родине Чайковского, здесь, в Симбирске-Ульяновске, – на родине Ленина). И, пожалуй, все. Нынешние фестивали – это уже детища Новой России, начиная со «Звезд белых ночей» Валерия Гергиева и «Золотой Маски» и заканчивая Дягилевским фестивалем. То, что в Ульяновске тянут этот проект с советских времен, – достойно уважения. Но вопрос в том, как вдохнуть новую жизнь в эту старую оболочку и пафосное название?

ЕК Не знаю, как в советское время, но последнее двадцатилетие фестиваль не имел большого резонанса. При том, что это масштабное событие с разнообразной программой, с известными российскими артистами. В этот раз директор фестиваля и музейно-филармонического комплекса «Ленинский мемориал» Лидия Ларина, следуя повсеместному тренду организовывать вокруг фестиваля программу офф и образовательный кластер, попробовала сделать нечто подобное в Ульяновске. Наша Мастерская музыкальной журналистики, как мне показалось, стала важным звеном, связавшим журналистов и фестиваль, столицу и регионы. Довольно шумное обсуждение в соцсетях вызвало интерес и к Мастерской, и к этому городу, показало, что тут «нет нафталина», как выразилась одна из участниц.

ОР Мне кажется, Лидия Ларина поступает мудро, не отвергая и не отворачиваясь от советского прошлого, а наоборот – раскручивая его в современном духе. В том же ключе, как Павел Гусев, который не отрекся от названия «Московский комсомолец», или Марк Захаров, сохранивший название «Ленком» – театр имени Ленинского комсомола. И в Петербурге есть прекрасный театр Ленсовета. Ее идея в том, чтобы сохранить название «ленинский» как бренд и продвигать его, наполняя актуальным содержанием, – именно об этом директор говорила мне в интервью. Это правильный подход, принятый в мире. Как во Франции не отрекаются от Робеспьера, какой бы спорной фигурой он ни был – они считают, что это их история. И старые названия – не всегда, но чаще всего сохраняют. В этом заключен момент истины. Что ж делать – в Ульяновске есть «гений места», и кто бы что ни говорил, это все-таки Ленин. Значит, надо изменить «оптику»: взглянуть на эту тему с другой точки зрения, сделав ее интересной, модной, современной.

ЕК Согласна. Если мы перелистаем начинку музыкальной программы фестиваля, то ничего специфического, связанного с идеологией, мы не увидим. А 22 апреля 2020 года, в день 150-го дня рождения Ленина, в Ульяновске выступают Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев, который, кстати, в СССР был удостоен премии Ленинского комсомола за «высокие исполнительские заслуги». Да, идеологии как таковой нет, но есть внимательное вслушивание в историю. Здесь впечатляющая музейная часть с современными диорамами, передающими дух старого Симбирска, интересные размышления гидов о мотивациях молодых людей из обеспеченных, культурных семей, которые бросились делать революцию, об отсутствии в то время диалога между царской властью и продвинутой, думающей молодежью. Все это – поучительные вещи, которые стоит знать и осмыслить, чтобы однажды не вернуться к той же ситуации.

Аллан Гиллилэнд и Виктор Иршаи

ОР Да, Ленин оказывается в таком контексте не политической, а исторической фигурой, принадлежащей российской культуре. Семья Ульяновых была культурнейшей: Илья Николаевич Ульянов на посту инспектора, а потом директора народных училищ Симбирской губернии инициировал строительство множества учебных заведений, занимался благотворительностью. Действительный статский советник, весьма обеспеченный человек. Мария Александровна также, как известно, получила прекрасное образование, владела тремя языками, играла на фортепиано. А у детей были такие радикальные политические воззрения – почему? Просмотрели родители? Меня поразил тот факт, что после казни Александра Ульянова за покушение на царя в 1887 году, семье пришлось срочно переехать в Казань: в Симбирске, как рассказали нам в местном Доме-­музее Ленина, им просто объявили бойкот, перестали здороваться, соседи демонстративно переходили на другую сторону улицы.

Возвращаясь к музыкальной программе, напомню, что Ульяновск – город, где нет оперного театра. Руководство пошло на определенный риск, начиная фестиваль именно с оперы. И показали «Евгения Онегина» Чайковского на максимально высоком уровне – пригласили хороших певцов из московских театров, сделали видеоряд. Рискнули – и выиграли. Публика раскупила билеты задолго до спектакля, зал был битком, прием прямо-таки бурный: стоячая овация, казалось, никогда не закончится. Очевидно, что в городе, к счастью, сохранилась интеллигенция, есть запрос на оперу, вообще на классику. Если пристально вглядеться в Ульяновск, то мы увидим, что это не только город Ульянова-Ленина, но и город Ивана Гончарова, который здесь родился, Карамзина и Курчатова, которые здесь учились, да и просто прелестный старинный русский город, с хорошими традициями, которые филармония пытается развивать.

ЕК Приятно, что в программе фестиваля есть и органная краска – довольно редкая в контексте общероссийских фестивалей. Привлекает внимание концерт, посвященный современной музыке: приглашен канадский композитор Аллан Гиллилэнд, автор композиций в русле симфоджаза. В Ульяновске, который не избалован современной музыкой, где нет даже своего отделения Союза композиторов (пока город представлен в Союзе композиторов России персоной Антона Никонова), уже радует попытка привлечь внимание к тому, что пишется в наши дни.

Илья Дербилов

ОР Да, вообще многожанровость – это фишка ульяновского фестиваля, дирекция идет на это сознательно. Как сказала Лидия Ларина, у нее расчет такой: сегодня – на открытие – приходит одна публика, завтра – на джаз – совсем другая. А на концерт Ларисы Долиной с Фабио Мастранджело – третья. Для руководства филармонии важно охватить как можно больше население Ульяновска – с одной стороны, города немаленького (с областью это более чем миллионник), города с историей (ему 370 лет), а с другой стороны, к нему приклеилось только одно – это «родина Ленина», и больше никто ничего не хочет о нем знать. Мне кажется, что сейчас филармония предпринимает серьезные шаги, чтобы заявить о себе, о городе как о значительном культурном центре в масштабах страны. Губернатор Сергей Морозов уделяет пристальное внимание оркестру, который в самом деле радует качеством звучания. И тут надо отдать должное его новому руководителю – молодому дирижеру Илье Дербилову, который работает с оркестром только первый сезон, но уже демонстрирует заметные успехи. Надеюсь, что это только начало взлета Губернаторского симфонического. Дело в том, что сейчас принято решение о покупке музыкальных инструментов на круглую сумму в 40 миллионов, а это значит, что у оркестрантов появятся новые возможности для раскрытия потенциала. К тому же у Ильи большие амбиции – сделать этот коллектив одним из лучших региональных оркестров страны. И мне кажется, это вполне реально. Будем надеяться, что оркестр услышат в Москве – вот тогда действительно за ним закрепится статус сильного регионального оркестра. Как тут не вспомнить «Фестиваль симфонических оркестров мира», благодаря которому в столице слышали лучшие коллективы страны. Как остро не хватает нам сейчас такого формата!

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Куба в Российской Федерации Херардо Пеньяльвер Порталь и директор «Ленинского мемориала» Лидия Ларина

ЕК Я бы обсудила еще нашу Мастерскую музыкальной журналистики, которая впервые вошла в программу Фестиваля. На мой взгляд, тут можно говорить об успехе – причем успехе двоякого рода. Прежде всего, это успех организаторов, которые захотели это сделать. Они открыли свободный прием заявок и набрали 50 слушателей из разных городов, в том числе из Самары, Казани, Саратова, Тольятти, Рязани и других городов. Филармония брала на себя проживание, но не билеты. Люди должны были приехать за свой счет. И они приехали – возможно, не зная точно, что их ждет. Но чувствовалась потребность в каком-то культурном диалоге, все хотели общаться, задавать вопросы, что-то узнавать, выяснять для себя, делиться тем наболевшим, что есть в их регионах. Причем среди них были не только пишущие журналисты, но и пресс-секретари, и преподаватели вузов, и, конечно, студенты.

ОР Был даже один врач-психолог, который сказал, что ему были весьма полезны наши занятия для работы. Я сочла это за комплимент, потому что, в самом деле, в наших занятиях было много психологии… Но это так, к слову. Темы мы предложили разные. С одной стороны, общекультурные и музыкальные – например, моя презентация: «Концертный зал как способ формирования культурного ландшафта мегаполиса» или твоя – «Современные фестивали: концепции, жанры, миссия». А с другой стороны, более специальные мастер-классы – мой «Искусство репортажа» или твой «Музыкальная критика в ежедневной газете».

ЕК Мы выяснили, что критики в ежедневной газете фактически нет, поскольку она ограничивается крайне редкими публикациями о музыке совсем не в ежедневном режиме. Мы обсуждали вообще формат критики на более или менее профессиональных площадках – таких, как журнал «Музыкальная жизнь» или газета «Культура», где есть все-таки достаточное пространство для высказывания. Удачно, что Мастерская дала возможность оказаться не только в роли пассивного слушателя лекций, но и попробовать себя в роли журналиста в конкурсе на лучшее освещение фестиваля. Конечно, преследовалась цель пиар-продвижения фестиваля, так как перед участниками ставилась задача не только написать тексты, но и опубликовать их на своих ресурсах. И присланные статьи говорят о том, что приехали люди достаточно талантливые, которые в целом довольно живо и разнообразно написали об открытии фестиваля.

ОР Многие фиксировали буквально все: фотографировали, снимали видео, делали ролики. Я вообще люблю интерактивно работать, поскольку на радио, особенно в прямом эфире, часто приходится общаться с аудиторией в режиме онлайн: квизы, викторины, вопросы-ответы от слушателей гостю, от гостя, напротив, слушателям… Бесконечный feedback, обратная связь, улица с двусторонним движением – это важнейшая вещь в профессиональном общении, на мой взгляд. И как выясняется, не только на мой – аудитория поддержала нас в этом. Ведь многие из тех, кто приехал, – уже состоявшиеся люди. Зачем они приехали? Как ты правильно сказала, за культурным диалогом, общением с коллегами. Во многих городах нет такой важной вещи, как околомузыкальная среда, состоящая из журналистов, студентов, педагогов, блогеров, страстных любителей – друзей филармоний и театров. Людям некуда выплеснуть свои эмоции, не с кем обменяться мнениями. И то, что руководители целого ряда институций в регионах это понимают (им ведь тоже нужна обратная связь, отклик на свою работу) – это здорово. Потому что без такого обмена все умирает.

И я не могу не упомянуть заключительную часть своего мастер-класса «Искусство репортажа», которая была посвящена коллективному производству репортажа. В двух словах: сначала мы создали event, то есть событие – это чтение «Евгения Онегина» якобы известными людьми Ульяновска. На роль чтецов сразу нашлось 6 человек. Другие с какой-то детской радостью взялись за предложенные им роли режиссера, Пушкина и Чайковского. Энтузиазм проявила и девушка-корреспондент, которая вела «прямой репортаж» из студии, где шла читка. И само собой, целая группа наших коллег в аудитории все это снимала на фото и видео, и уже через несколько часов они выложили это в YouTube! Все были увлечены идеей стать «быстрым зеркалом», отражающим событие. Ребята почувствовали вкус к такому творчеству, и, мне кажется, это было интересно и им, и нам.

ЕК Фестиваль завершится в апреле гастролями Санкт-Петербургской Капеллы: будут звучать произведения Свиридова в эталонной интерпретации Владислава Чернушенко – говорю не голословно, а из собственного слушательского опыта. А нашим коллегам из Ульяновска пожелаем инициативы и уверенности в дальнейшем движении по избранному ими пути.

Студенты и раритеты События

Студенты и раритеты

Выпускники ГИТИСа делают выбор в пользу редких партитур

Моцарт у Данте События

Моцарт у Данте

Риккардо Мути и Маурицио Поллини – ​две мировые звезды, два старых итальянских друга открыли Тридцатый фестиваль в Равенне во Дворце Мауро де Андре, исполнив два концерта Моцарта – ​ми-бемоль мажор KV 449 и ре минор KV 466 в сопровождении Молодежного оркестра Луиджи Керубини.

За кадром События

За кадром

В Большом зале Московской консерватории впервые в живом исполнении прозвучала музыка Кузьмы Бодрова к фильму «Собибор» Константина Хабенского.

Герои Дюма в жанре мюзикла События

Герои Дюма в жанре мюзикла

О премьере в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева