В гостях  у Маэстро События

В гостях у Маэстро

В Музее русского импрессионизма выставили картины из личной коллекции Владимира Спивакова

«Скажи мне, что ты собираешь, и я скажу – кто ты». Так, перефразируя известный афоризм Еврипида, хочется начать рассказ об уникальной выставке, развернутой в необычном месте.

Музей русского импрессионизма очень молод, ему около четырех лет. В нынешнее здание на территории бывшей фабрики «Большевик» он въехал в мае прошлого года. Здание музея скрывается за красным кирпичным фасадом, выходящим на Ленинградский проспект. Бывший продовольственный склад реставрировали известные лондонские архитекторы, специалисты в области консервации, реставрации и реновации исторических зданий, авторы проекта обновления знаменитого лондонского вокзала King’s Cross. Архитектор Эйдан Поттер, как можно прочесть на сайте музея, «“заковал” кирпичную постройку в блестящий перфорированный металл, сделал внутренние перекрытия, разбив здание на пять этажей. В итоге продовольственный склад превратился в настоящий музейный комплекс. В нем с легкостью разместились три выставочных зала общей площадью 1 000 м². В цокольном этаже, наряду с просторной выставочной зоной, были выделены зоны кинотеатра, учебной студии, книжного магазина с музейной атрибутикой. На третьем этаже появились выходы на летние террасы, расположенные прямо на крыше музея, и уютное кафе».

Все так, но только лично зайдя внутрь, можешь оценить размах архитектурной концепции и ее блестящее воплощение. Просторные выставочные пространства, современный дизайн, дополнительные технические средства (скажем, в залах с картинами из коллекции Спивакова звучит музыка – скрипичные записи самого маэстро, и это создает его незримое присутствие, словно он тут, за стенкой репетирует к новому концерту) позволяют наслаждаться общением с картинами. Отсюда действительно не хочется уходить.

Идея создания Музея принадлежит бизнесмену и коллекционеру Борису Минцу. Музей русского импрессионизма – не только выставочное пространство: в нем ведутся специальные образовательные и просветительские программы, бывают и музыкальные концерты. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошел в состав ICOM (Международный совет музеев). А совместный с «Иностранкой» проект «Картина в библиотеке» почти за 3 года объехал несколько крупных российских городов и вывел Музей в финал «Интермузея-2016».

Говоря о выставке Спивакова, мы употребили эпитет «уникальная». Он «работает» во многих смыслах. Артисту удалось собрать разнообразную представительную коллекцию, где соседствуют полотна художников-авангардистов, эскизы к театральным постановкам и подстекольные иконы XIX века в «наивном стиле». Сам факт «обнародования» ее тоже заслуживает внимания: многие не хотят «впускать» в свое личное пространство посторонних. Маэстро щедро поделился своими сокровищами – так, как он делится своим талантом.

«Живопись и музыка связаны необычайно. Мне близка мысль, высказанная художником Кузьмой Петровым-Водкиным о том, что искусство не забава и не развлечение, а способ ясновидения, способ высшей беседы с природой», и коммуникации с человечеством – позволим себе завершить мысль Владимира Спивакова.

Его комментарии, размещенные на стенах в виде кратких цитат, намечают вектор восприятия.

Наверняка каждая из картин имеет личную историю. Но маэстро поделился «биографией» лишь нескольких, о чем можно прочитать в небольшом буклетике: «Три года я жил и работал в Испании вместе с оркестром “Виртуозы Москвы”. Все, что связано с Испанией и ее культурой, стало мне очень близко. Когда я увидел “Испанскую танцовщицу” Сергея Виноградова, понял, что она просто необходима для моей коллекции. Эффектная постановка фигуры, драматические контрасты света и тени – великолепная работа, пусть и эскизная».

Картины сгруппированы и по темам («Образ женщины», где притягивают к себе две работы абстракциониста Бориса Жутовского, посвященные Майе Плисецкой), и по жанрам (различные портреты, где соседствуют работы Льва Бруни, Давида Бурлюка, Бориса Шаляпина и др.). Взгляд задерживается на «Музыке» Игоря Новикова: его летящий скрипач – явная реплика Марка Шагала. Некоторые полотна необычны по технике: «Музицирующих ангелов» Егор Остров написал на холсте акрилом, а «Вестники» Николая Вечтомова выполнены акрилом на оргалите. Почетное место в собрании занимают работы Эрнста Неизвестного, в частности, литография его знаменитого «Сердца Христа», распятия, сделанного в 1980‑е годы для кардинала Войтылы, будущего Папы Иоанна Павла II.

…Нехотя покидая выставку, мы вновь перечитываем слова Владимира Спивакова: «Коллекционирование отражает человеческую личность так же, как и манера одеваться, держать себя… То, как человек говорит, как мыслит, что он собирает – все это есть отражение его личности. И никуда от этого не денешься».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди