В мюзикле – Островский! События

В мюзикле – Островский!

В Московском театре оперетты – ​премьера мюзикла композитора Геннадия Гладкова «Доходное место» по пьесе А.Н.Островского

Произведения великого русского драматурга уже не раз становились основой для произведений музыкального театра – ​достаточно вспомнить «Воеводу» Чайковского по пьесе «Сон на Волге», «Катю Кабанову» Яначека по «Грозе» и «Снегурочку» Римского-Корсакова. Но это все были оперы. Теперь одна из лучших пьес Островского стала основой спектакля в новом для себя жанре, в новой музыкальной и театральной эстетике.

Доходное место» отличается не только высокими литературными достоинствами, но и нескрываемой социальной направленностью. Нравственная коллизия, встающая перед героем пьесы, юным романтиком Васей Жадовым, перерастает в острое обличение пороков общества, особенно самого больного места – взяточничества. Эта сторона произведения была высоко оценена Добролюбовым и Чернышевским, пьесу всей душой принял такой строгий критик, как Лев Толстой. И естественно, что она сразу была запрещена цензурой и несколько лет пробивалась на сцену императорских театров. Прошло почти два века, а эта проблематика пьесы все еще чрезвычайно актуальна… Разница разве что в том, что теперь она именуется борьбой с коррупцией…

Создатели мюзикла отчетливо это понимали. Вот что говорит режиссер-­постановщик спектакля Валерий Архипов: «Мы ставим очень страшную пьесу, потому что то, о чем писал Островский, происходит прямо сейчас. Сановник Вышневский говорит: “Это всегда есть и будет, Жадов, племянничек мой, ты ничего не изменишь”». И хотя режиссер утверждает, что большое внимание уделил любви и нежности Полины и Жадова, самое сильное впечатление в этом ярком спектакле оставляют все же сцены «антигероев» мюзикла – чиновников некоего «присутственного места». Они и выписаны, и поставлены очень выразительно и экспрессивно.

Драматург и поэт Юлий Ким, подвергнув первоисточник радикальному, хотя и неизбежному сокращению, сохранил все основные сюжетные линии, оставил достаточно материала для создания убедительных сценических образов и заметно усилил и укрупнил их характеристики прекрасными стихами вокальных номеров, остроумными и даже подчас афористичными.

Славный мастер музыки кино и театральных постановок, Геннадий Гладков создал яркую партитуру музыкальных номеров в широком диапазоне – от бытового романса до залихватского канкана. Все центральные образы этого многофигурного спектакля получили выразительные музыкальные характеристики, «по-гладковски» мелодичные. Но наиболее запоминаются все же массовые сцены чиновников. Их хоры и танцы относятся к лучшим находкам композитора и балетмейстера (он же и режиссер-постановщик). Особенно выразителен повторяющийся как лейтмотив танец «офисного планктона ХIХ века» с папками.

В полном единстве с режиссерским решением и музыкальной драматургией создал сценографию художник Борис Краснов. Декорация спектакля не только функциональна и представляет много возможностей для выразительных мизансцен, но и попросту очень красива. Впечатление от нее усиливает мастерски поставленный Александром Сиваевым свет. Уместны и нужны спектаклю видео и анимация, выполненные Raketamedia.

Весомый вклад в визуальную часть постановки внесли костюмы, созданные фантазией Виктории Севрюковой. Несколько вычурны, но верны стилю середины ХIХ века причудливо расшитые золотом чиновничьи вицмундиры, привлекателен калейдоскоп женских нарядов яркой цветовой гаммы, достоверны костюмы приказчиков, половых в трактире и студентов (каждое появление последних на теме своего гимна «Гаудеамус» вызывало оживление зала).

Однако, как бы ни был красив и удачен внешний облик спектакля, его истинный успех в конечном итоге обеспечивает только успешное актерское исполнение, и оно в постановке «Доходного места», без сомнения, превосходно. Главного героя – юного, романтически настроенного и очень «идейного» Василия Жадова играют молодые актеры Александр Фролов и Павел Иванов. Они близки по темпераменту, прекрасной пластике и, главное, по искренности – как в светлых надеждах, так и в отчаянии от их крушения.

Колоритно семейство Кукушкиных. Их главу, вдову Фелисату Герасимовну, играют две опытных и даровитых актрисы, у которых образ авторитарной и беспринципной мамаши получился разный; если у Инары Гулиевой она более прямолинейна и цинична в своих наставлениях и рассуждениях, то Елена Ионова играет Кукушкину довольно привлекательной, как она в оригинале Островского о себе говорит: «Я еще не старая женщина, могу партию найти…» Обе актрисы великолепны в каскадном номере «Вынь да положь!»

Ее дочери тоже очень разные, но едины в своем стремлении избавиться от гнета мамаши. Если Полинька уходит по любви, то сестра Юлинька – по откровенному расчету. Вита Пестова и Алена Голубева играют ее броско, сочными красками. Роль Полиньки сложнее. Молодым актрисам Екатерине Кузнецовой и Дарье Январиной удалось передать гамму чувств, раздирающих душу бесхитростной, наивной девушки: любовь к своему Васеньке, непонимание его идей и принципов, желание «счастливой, как у сестрички Юлиньки» жизни…

Семейство Кукушкиных: Елена Ионова – Мамаша, Екатерина Кузнецова – Полина, Алена Голубева – Юленька

Гнетущий чиновничий мир представлен в спектакле фигурами разного калибра, но солидарными в своей неутолимой алчности, в пренебрежении моралью и законом. Вот Юсов, начальник среднего масштаба, но упивающийся властью над канцелярской мелюзгой. У Владислава Кирюхина он несколько более суров и сдержан, особенно поначалу. Юсов Дмитрия Лебедева кажется откровеннее и тем циничнее. И оба артиста – в пространных глубокомысленных сентенциях, поучениях и в разнузданной пляске с подхалимствующими чиновниками – превосходно раскрывают мерзкую сущность персонажа.

Для идейного разоблачения растленных чинуш авторам важен такой тип, как Белогубов. Играющий его Никита Грабовский не жалеет красок для этого лизоблюда. Лихорадочно-торопливая речь, услужливо согбенная спина, приниженный тон или покровительственная манера по отношению к поверженному Жадову создают обобщенный образ подхалима, живой и выразительный.

Вершину чиновной пирамиды занимает в мюзикле «штатский генерал» Аристарх Владимирыч Вышневский. Образ этот далеко не однозначен. Он выведен и как надменный вершитель судеб подчиненных, и как старый нелюбимый муж молодой очаровательной супруги. В последнем качестве Игорь Балалаев, проведший всю сложную роль очень естественно и убедительно, моментами начинает ощутимо напоминать толстовского Каренина, а его сцены с женой вообще исполняются в манере, скорее присущей театру драматическому.

Роль Анны Павловны Вышневской подверглась в мюзикле наибольшему сокращению. В частности, уместно купирована вся линия ее бывшего адюльтера. Вне зависимости от размера роли ее исполнительницы, как Анна Новикова, так и Светлана Криницкая, создают обаятельный образ умной и сердечной женщины. Прекрасно исполняют обе актрисы свою арию-романс.

Один из эпизодов спектакля неожиданно (а, может быть, ожидаемо?) превратился почти в его кульминацию, во всяком случае, по восторженному приему зрителями. Произошло это благодаря блестящему, по-другому не скажешь, исполнению Дмитрием Шумейко, казалось бы, проходной роли Досужева, подвыпившего адвокатишки, зарабатывающего на темноте своих «толстопузых клиентов», но не пропившего остатков совести. Артист не комикует, но его темпераментное и очень искреннее исполнение и смешно, и где-то даже трогательно. Отчаянная пляска, в которую бросается Досужев-Шумейко была заслуженно бисирована. Отличная актерская работа. Нам не довелось увидеть в этой роли любимца публики Петра Борисенко, но, по отзывам коллег, он играет Досужева отлично, внося в образ свое обаяние.

Светлана Криницкая – Вышневская

Музыкальный руководитель постановки Андрей Семёнов, сам автор нескольких мюзиклов, как никто чувствует специфические особенности жанра. Давний поклонник творчества Геннадия Гладкова и, в какой-то мере, его ученик, он прекрасно раскрывает партитуру композитора во всем ее многообразии, будь то меланхолический вальс-бостон у Вышневского, романтический дуэт Жадова и Полиньки или русская пляска Юсова и чиновников в трактире.

«Доходное место» Г. Гладкова и Ю. Кима по А. Н. Островскому в постановке В. Архипова представляется одним из лучших спектаклей Московского театра оперетты за последние сезоны. В свете этого события можно не акцентировать отдельные просчеты постановки вроде некоторых длиннот прозаических сцен. Спектаклю, несомненно, предстоит долгая жизнь, и он будет расти и совершенствоваться.

«Ринальдо» без волшебника События

«Ринальдо» без волшебника

В Московской филармонии прошло концертное исполнение оперы Генделя

Во славу коллектива События

Во славу коллектива

В Екатеринбурге станцевали «Вальпургиеву ночь» Джорджа Баланчина

Произвол судьбы События

Произвол судьбы

Самым запоминающимся образом новой пермской «Лючии ди Ламмермур», которую поставил Константинос Контокристос, друг афинской молодости Теодора Курентзиса, стало огромное зеркало, придуманное московским сценографом Тимофеем Рябушинским.

Новая опера в сердце старой Европы События

Новая опера в сердце старой Европы

Главные оперные новинки этого сезона показали на Opera Forward Festival в Голландской национальной опере