В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

«На улице дождик с ведра поливает…», – иногда достаточно одной строки из бессмертной русской народной песни, чтобы во всех подробностях представить себе стародавний сюжет. Пусть с течением времени уже забылся регион рождения этой песни, стерлись из памяти прочие подробности, но навсегда животрепещущей осталась рассказанная в ней трагедия о выданье невесты за нелюбимого жениха. Именно такой сильный драматичный сюжет стал беспроигрышным вариантом для важного и большого проекта Рязанской филармонии, где руководство прекрасно понимает необходимость постоянного развития. «Удар» на себя с достоинством принял один из самых авторитетных в России фольклорных коллективов – Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Евгения Попова.

Фольклористика сегодня не стоит на месте, в профессиональной среде происходит процесс отказа от коронного «зыкинского» репертуара в пользу аутентичного исполнения подлинных напевов, та жегнесинская школа форматом государственных экзаменов фактически внедрила сложный жанр сценических спектаклей. На эту модернизацию невозможно не реагировать, если музыканты хотят развиваться.

Рязанский хор называют эталоном сплава профессионализма и уважения к традиции. Коллектив сложился далекой осенью 1932 года, когда русский народный хор из села Большие Журавинки Ряжского района дал свой первый концерт. Хористами были сельские жители, научившиеся петь по наставлениям своих мам и бабушек, а поскольку преемственность сохраняется в хоре и в наши дни, связь с истоками прочна.

Двигаться в ногу со временем Рязанскому народному хору помогла молодая творческая команда – композитор Рустам Сагдиев, режиссер Дмитрий Отяковский и художник-постановщик Мария Павлова. Вместе они создали сценическую кантату «Притча». Красивое название этимологически понимается как путеводитель, мудростью и назидательностью направляющий человека на жизненном пути.

«Мы отправляли композитору очень много рязанского фольклорного материала, – рассказала на пресс-конференции художественный руководитель хора Светлана Сухова, – из них Рустам выбрал два образца: гадание и свадебную величальную песню “У голубя золотая голова”». Конечно, сложная композиция двумя подлинными цитатами не ограничилась.

Партитура «Притчи» – многослойный убедительный микс. Кроме нефольклорной стилизации, там можно расслышать и отзвуки церковных распевов, и киномузыку, есть даже колоритные авангардные звучности. Как в такой стилистической трясине чувствовали себя поначалу хористы, самоотверженно разучившие партии, насыщенные полиритмией и полифоническим сочетанием голосов, можно только догадываться, потому что на сцене даже тени от репетиционных трудностей не осталось – только упоение процессом.

Рязанский хор – это голоса и еще раз голоса! Звучные, объемные и полетные, тембрально насыщенные. Ясна музыкальная интонация, понятен текст. Прекрасно свои образы создали все солисты – Анастасия Деева (Невеста), Владимир Рогулин (Старейшина), Алексей Савельев (Богатый), Андрей Агапов (Удалой), Виктор Кораблев (Сердцу милый). Перед нами тот самый случай, когда невозможно выстроить иерархию, все работали эмоционально и технически на равных, в тесном контакте между собой, достигая цельности спектакля. Но самое главное, художественное мастерство артистов сочеталось с неподдельной искренностью и способностью вложить в сочинение откровение собственной души.

Анастасия Деева – Невеста, Алексей Савельев – Богатый

Возможно, композитору Рустаму Сагдиеву не стоило в какой-то момент унимать присущую ему смелость: хотелось большего колорита в оркестровом звучании, наверняка, замечательный оркестр народных инструментов под управлением Александра Орешкина с таким же азартом откликнулся бы на эксперименты с тембрами и звукоизвлечением, особенно в «расцветке» нуждалась ударная группа. Кстати, в филармоническом зале совершенно нет естественной акустики, абсолютно все концерты проходят с подзвучкой, поэтому практически вторым дирижером «Притчи» стал звукорежиссер Антон Метликин.

Дмитрий Отяковский, выигравший пару лет назад «Нано-оперу», решил не эпатировать публику радикальными решениями, его режиссура соответствовала месту и действию: вся детальная работа Дмитрия с уже не просто певцами, а полноценными актерами на сцене, отлично считывалась. Действие, насыщенное обрядами и игровыми сюжетами, не останавливалось ни на секунду, а сконцентрированная драматургия стала определяющим фактором успеха.

Мария Павлова оформила сценическое пространство без излишеств: костюмы с орнаментами Рязанской губернии (большую часть взяли из фонда хора) уже одним своим очарованием отлично заменили любые декорации и визуализацию. Немножко публику позабавил прилетевший украсть невесту дракон, причудливо выглядели охраняющие главную героиню духи – но это полностью соответствует аутентичной обрядовой традиции.

После премьеры своими впечатлениями поделились постоянные слушатели Рязанской филармонии и поклонники народного хора. Мнения, как всегда, самые разные, но с одним точно нельзя поспорить: «Представленное новаторство – огромный труд всего коллектива! Браво музыкантам, певцам, танцорам, художникам – всей команде!» Творческий эксперимент, как обещают, не останется разовой акцией, более того, планируется аудиозапись «Притчи» совместно с радиостанцией «Орфей».


Елена Буняшина,
директор Рязанской областной филармонии

В нашу филармонию приходит совершенно разная публика – преданные меломаны, люди среднего поколения, молодежь, дети. Но и в России, и во всем мире всегда актуальна одна филармоническая задача: как привлечь еще больше людей, чтобы они пришли слушать классическую музыку? Дорогу осилит идущий. Мы сами должны идти к людям, поэтому не­давно открыли филиал в отдаленном районе с залом на 600 мест. Понимая «размах бедствия», мы приглашаем известных артистов. И пусть даже концерты иногда не окупятся – здесь, как в бизнесе, на чем-то зарабатываешь, а что-то вкладываешь, потому что надо выполнить главную миссию.

У нас прекрасный симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова, который любит музыку, любит слушателей. Мы создали при филармонии любительский хор, сразу пришло очень много желающих петь, и коллектив уже скоро впервые выступит на сцене. Наша гордость – Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Евгения Попова, он фактически стоял у истоков филармонии. Сейчас я остро ощущаю необходимость интеграции хора в современное пространство, чтобы на сцене они работали как настоящие артисты с режиссерами, приобретали новые несвойственные им навыки и качества.

Первым проектом, реализующим стратегическую идею развития, стала сценическая кантата «Притча». Для постановки мы пригласили петербургского режиссера Дмитрия Отяковского, который недавно поставил нам юбилейный концерт к 80-летию филармонии. Работа над «Притчей» шла очень интересно и в диалоге: много раз менялся сценарий, с композитором активно обсуждалась музыкальная составляющая. Люди после премьеры говорили, что получился настоящий прорыв. Это очень важный шаг для нас – нужно быть открытым к новому, подчиняться нестандартным схемам, «пробивать» себя. Одним шагом мы не ограничимся, в планах уже есть новые проекты и нетривиальные эксперименты.

Белый шум над Невой События

Белый шум над Невой

Концерты проекта Союза композиторов России «Игра двух городов» прошли в Москве и Санкт-Петербурге

«Великой иллюзией» дали в ухо События

«Великой иллюзией» дали в ухо

Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса привез в Москву «Турангалилу»

Жития святых в формате 3D События

Жития святых в формате 3D

В Москве завершился Первый фестиваль искусств Юрия Башмета

Жребий брошен События

Жребий брошен

В Музее Прокофьева прошли «Журналистские читки» – проект Ассоциации музыкальных журналистов и критиков Российского музыкального союза