В ожидании чуда События

В ожидании чуда

Новое здание Свердловской филармонии может изменить культурное пространство и общественную жизнь региона

Открытое обсуждение проекта реконструкции Свердловской филармонии прошло в рамках фестиваля «Евразия», на симпозиуме с участием представителей Zaha Hadid Architects – британской международной архитектурно-дизайнерской фирмы, выигравшей конкурс на строительство нового концертного комплекса. Проект амбициозный, и на его реализацию отведено всего несколько лет – к 300-летию Екатеринбурга – то есть к 2023 году – работы должны быть завершены.

Решение о масштабном строительстве было принято губернатором Свердловской области осенью 2017 года, а уже следующей весной объявили конкурс, проходивший в два этапа. В первом туре рассматривалось 47 заявок и портфолио от зарубежных и российских архитектурных бюро; во втором туре – «конкурсе идей» – осталось всего восемь компаний, представляющих Францию, Венгрию, Россию, Италию, Германию, Люксембург и Великобританию. В состав конкурсного жюри вошли ведущие специалисты в области архитектуры и проектирования, а также мастера по архитектурной акустике, выдающиеся деятели культуры и искусства, представители государственных структур.

Согласно проекту Zaha Hadid Architects у филармонии появятся два концертных зала – большой (на 1600 мест) и камерный – в два раза меньше существующего (на 350 мест), лаунж-зона, офисы, а также «зеленая зона». Обтекаемая конструкция здания со стеклянным потолком символизирует единство света и звука, архитектуры и музыки. Волна, олицетворяющая застывшую в пространстве мелодию, – такова поэтическая идея обновленной филармонии. Постройка объединит в кластер основные элементы проекта, а это непосредственно историческое здание, которому оставят его внешний облик, но модернизируют «начинку», разведенные по разным крыльям два новых зала (важным условием является их независимость друг от друга, возможность проведения нескольких мероприятий одновременно), а также благоустроенный сад Вайнера. Его часть попадет под застройку, однако объем зеленых насаждений сохранится прежним. Сам ландшафтный дизайн сада претерпит изменения и, как обещают, гармонично впишется в общую концепцию проекта.

Главный дирижер Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс, принимавший участие в работе жюри конкурса концепций, выразил надежду, что новый зал будет подобен «музыкальному инструменту, который даст жизнь звуку и создаст особую атмосферу для исполнителей и слушателей». Эта мысль, выраженная разными словами, не раз звучала в ходе симпозиума. Работая над дизайном проекта, архитекторы из Zaha Hadid часто указывали на музыкальную форму произведений и на те эталоны, ставшие ориентирами для мастеров, создававших инструменты с идеальным звучанием. Музыка как визуальная форма репрезентации – тема, определившая диалог между заказчиками и авторами концепции.

Проектировщики большого зала старались избежать классического фронтального отношения между сценой и публикой, поэтому отдали предпочтение расположению зрительских мест по принципу виноградной лозы: близость к сцене должна способствовать более тесной связи публики и музыкантов. В отделке поверхностей будут использованы медь, латунь, различные породы дерева, алые вельветовые ткани.  Обсуждается установка органа с 14-метровыми трубами в глубине сцены.

Интерьер малого зала выглядит не совсем привычно из-за панорамной стены, расположенной за спиной исполнителей. Это решение вызвало споры среди участников симпозиума. Вид на город с одной стороны, «демократизирует пространство», делает его доступным, видимым для прохожих, интригует, привлекает внимание; с другой, влияет на атмосферу происходящего, диктует свои природные условия – погоду, время суток, что может отвлекать или создавать неправильное настроение для конкретной музыки. Как на практике будут сочетаться эстетическая и практическая стороны в проекте остается неясным.

Что касается акустики, то тут за дело взялись специалисты из новозеландской компании Marshall Day Acoustics, вот уже более тридцати лет предлагающие полный спектр услуг по акустическому моделированию в самых разных проектах и с успехом их реализующие. Обозначенный ими приоритет – исполнение симфонической музыки. Тем не менее, инженеры Marshall Day Acoustics придерживаются мнения, что необходимо думать на перспективу и учитывать вероятные изменения, которые могут произойти в ближайшем будущем академического исполнительского искусства. Будем надеяться, что эти изменения станут дополнительным стимулом к скорейшему завершению строительства.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»