В поисках профессионализма События

В поисках профессионализма

«Композиторские читки», проведение которых планировалось в Санкт-­Петербурге в июле, из-за эпидемиологической ситуации «переехали» в Москву и прошли в Музее-квартире С. С. Прокофьева, ставшем за два года одной из постоянных резиденций для проектов Союза композиторов России.

День первый: читаем с листа

Утром перед участниками выступил с лекцией петербургский композитор Владимир Раннев, а завершился день индивидуальными занятиями с ним и с доцентом Московской консерватории Ольгой Бочихиной. В центре, конечно, главное событие – читки с листа солистов Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Играли пьесы молодых композиторов из разных городов России – Красноярска, Казани, Улан-­Удэ, Ростова-на-­Дону, Саратова, Питера и Москвы.

Перед началом видишь в холле воодушевленные и улыбающиеся лица, слышишь профессиональные дискуссии и обсуждения – живая творческая и рабочая атмосфера. Смотришь на лица молодых композиторов, наблюдая смену эмоций – от включенности и заинтересованности до непонимания и взволнованной неуверенности.

Стало интересно разобраться, что может вызывать эти чувства на таком большом и важном воркшопе по современной музыке, одном из немногих в России?

Скрипач МАСМ Роман Минц обычно дает комментарии по поводу приемов и исполнительских техник, но после пьесы «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина не удержался («Я сейчас скажу не как музыкант, а как гражданин») и высказался о художественной, идейной составляющей произведения. Интересная, но довольно жесткая дискуссия по поводу этого сочинения вызвала размышления по поводу выбранных для исполнения пьес.

Сыгранные в первый день «Читок» сочинения молодых композиторов оказались очень разными – не только по стилю письма, но и по уровню. Наряду с профессиональными зрелыми произведениями прозвучало несколько ученических работ. Огромную разницу в уровне слышали и сами композиторы, и слушатели, подтверждал эти впечатления и дальнейший разбор музыкантами пьес. Возникает вопрос: корректно ли было приглашать композиторов с настолько разным уровнем, чтобы так наглядно показать эту разницу? Что получают от этого молодые авторы, которые еще только учатся овладевать классическими техниками, а не ищут свой путь в современной музыке?

Но здесь есть и другой вопрос: может ли вообще произведение прозвучать хорошо, если сыграно оно с листа и без репетиции с композитором? К­акие-то сочинения – могут. В первый день «Читок» молодые авторы услышали свои пьесы в профессиональном исполнении солистов МАСМ и получили полезные точные рекомендации. Это были мелодичные и довольно простые по музыкальному языку Соната для виолончели и фортепиано Анастасии Богомаз, уже упомянутый «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина и «Инь-­Ян» Екатерины Тарасовой.

Владимир Раннев рассказывает участникам страшные истории про пи-а-ни-но

Но не всегда можно сыграть без репетиций. Есть четко выверенные сочинения с большим количеством приемов и техник, которые невозможно хорошо сыграть с листа. Такие вещи были и на «Читках» – это тонкая, с обилием приемов Voice of the Wind Елены Вайнберг и сложное интеллектуальное техно Minimal Кирилла Архипова. Выигрывает ли композитор от такого исполнения? Получают ли зрители корректное представление о его музыке? Да, суть проекта не в концертом исполнении, а именно в его «читке», но уместны ли в таком случае комментарии по поводу самой партитуры?

«Я вам сейчас спою», – заявил Владимир Раннев и на своей лекции рассказал о том, что музыка тувинцев и эскимосов может быть похожа на сочинения самых радикальных современных авторов, а также о том, как много страшных историй сочиняют про пианино. Кроме того, композитор поделился с участниками уникальной схемой своей оперы «Сверлийцы», выполненной в баре на салфетке.

Строго говоря, Раннев провел скорее композиторскую презентацию, чем лекцию, но это было уместно и увлекательно. Автор последовательно рассказал об особенностях работы с текстовым материалом на примере своих сочинений разных лет. Молодые участники читок, которые только овладевают классической техникой, вряд ли обогатились новыми практическими знаниями, но зато получили бесценный опыт общения с Владимиром Ранневым. Ведь о чем еще рассказывать современному композитору, как не о своей музыке, которая пишется сейчас и так актуальна именно сегодня.

После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Все это создает такую домашнюю атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в свое удовольствие – для себя и немного для публики.

День второй: в поисках профессионализма

«У музыканта гораздо больше точек приложения, чем у композитора, что закажут – то играем», – заметил Роман Минц. Это высказывание относилось не конкретно к ридинг-­сессиям, а скорее к ситуации в целом. Музыканты, в том числе и солисты МАСМ, в выборе программы для исполнения зависят от множества факторов, это не всегда их свободный выбор. Поэтому «Композиторские читки» – одна из возможностей высказывания и для них тоже. А сказать есть о чем, и сессия в Музее С. С. Прокофьева это очень хорошо показала. Во второй день обсуждение партитур молодых композиторов получилось очень бурным. Прозвучали четыре вещи, вопросы к которым музыканты задавали не только после исполнения, но и до, так как возникало много споров о том, как правильно читать авторскую нотацию.

«Граффити» Егора Савельянова вызвало наиболее продолжительную дискуссию. Автор решил оформить некоторые элементы партитуры разными цветами, создав граффити прямо внутри нотного текста. Обилие непривычных обозначений вызвало у музыкантов много закономерных вопросов, так что исполнение в итоге получилось скорее в духе перформанса. В сочинении смешалось много разных интересных идей, которые, по словам куратора Антона Светличного, было бы здорово доработать и оформить более точно.

Сергей Булатов представил на «Читках» свою первую композиторскую пробу – цикл Каприсов для скрипки соло, из которых, как показательный пример, Роман Минц исполнил только один. Эти пьесы в стиле романтических этюдов с большим количеством виртуозных пассажей автор мыслит в будущем как часть репертуара детских музыкальных школ и колледжей. Солисты ансамбля обрисовали начинающему композитору, какой долгий путь предстоит пьесе с момента написания до ее «выхода в свет» – период серьезного концептуального осмысления, проработки мельчайших деталей, кристаллизации стиля и «вычищения» неточностей партитуры.

Квартет для флейты, кларнета, скрипки и виолончели Татьяны Андриевской, приехавшей из Улан-­Удэ, подвергся конструктивной критике с точки зрения музыкального синтаксиса и консервативности авторского языка.

А для участницы из Петербурга Ригель Винской солисты МАСМ сделали исключение из правил и сыграли ее пьесу два раза. «Контракт на мертвые души» – сочинение, которое из-за авторских неточностей в нотации не так легко было прочесть с листа с первого раза, при втором исполнении прозвучало весьма интересно, в духе театральной музыки Шнитке.

Антон Светличный рассказывает историю минимализма

«Некоторые вещи, которые я говорю участникам, могут показаться жестковатыми, – поясняет Роман Минц, – но я считаю, что это необходимо, потому что их ждут не ­какие-то игрушки, а реальная жизнь. К сожалению, профессионализма, которого ты ждешь от композитора, молодым ребятам часто еще недостает, и им очень важно это понимать, чтобы двигаться дальше».

Все пьесы были по-своему интересны и уникальны, но именно на этих «Читках» в партитурах прослеживалась важная вещь – наличие или отсутствие у их авторов базовой композиторской школы. Интересно, что молодые композиторы, получившие серьезную академическую базу, затем сознательно уходят от нее и начинают обращаться к сфере «авангардной» музыки. Эксперименты участников проекта, по разным причинам такой базы не имеющих, либо пытающихся сразу идти радикальным путем, звучат пока несколько наивно и не очень уверенно.

«Композиторские читки» как проект направлены на образование молодых авторов со всей России (приезд ребят на сессию в Москву был финансово поддержан организаторами, Союзом композиторов России). Лекция одного из кураторов Антона Светличного тоже давала импульс к расширению границ восприятия. Композитор подробно и интересно рассказал про минимализм в музыке и контекст его существования в искусстве вообще.

Музыканты МАСМ вдохновляли молодых композиторов не только работой над их партитурами, но и примером исполнения музыки классиков русского и европейского «авангарда». После второго дня ридинг-­сессии Роман Минц, Мария Алиханова, Олег Танцов, Ольга Демина и Михаил Дубов сыграли вечерний концерт с пьесами для инструментов соло. Прозвучали произведения Валентина Сильвестрова, Александра Вустина, Роберта Эйткена, Джованни Солима, Сергея Невского, Джачинто Шельси, Арво Пярта, Юдзи Такахаси и Владимира Мартынова.

По словам Михаила Дубова, «здесь, на “Читках” мы делимся опытом и сами находим ­какие-то новые идеи, знакомимся с интересными композиторами, и ­какие-то их пьесы потом остаются в нашем репертуаре. Это наша миссия, простите за высокопарность, наше призвание – работать с молодыми ребятами. Потому что то, что пишется композиторами, должно звучать».

День третий: поведенческий тренинг

Редукция

       опыт

            Разнообразие

                 перспектива

                      Расширение.

                           может, еще?

Для молодых композиторов пятые «Композиторские читки» стали полем для экспериментов, мозговым штурмом, в ­чем-то испытанием, преодолением, но также большой радостью внутреннего роста и совместного творчества. Ребята попытались одним емким словом выразить свои впечатления и ощущения от этих трех насыщенных дней.

Во время ридинг-­сессии участники не только услышали свои партитуры, но и прошли, по терминологии Ольги Бочихиной, своеобразный поведенческий тренинг. Многие ребята здесь впервые услышали свои пьесы вживую и столкнулись с необходимостью объяснить концепцию произведения и доказать легитимность выбора приемов конкретным «живым» профессиональным исполнителям. К­то-то почувствовал себя больше в роли ученика, пытающегося оправдаться перед музыкантами за неточности в партитуре, ­кто-то взаимодействовал с ними как коллега – в любом случае, для всех это был в ­чем-то новый практический опыт.

Ольга Бочихина рассказывает о своих акустических экспериментах в ротонде на входе в Большой зал консерватории

Устроила «мозговой штурм» участникам и куратор Ольга Бочихина. На ее лекции «Хороший звук, плохой звук: поведенческий тренинг» нужно было постоянно оставаться включенным в процесс, чтобы не выпасть из четко, но витиевато построенной логики ее мысли. Композитор изложила концепции восприятия и существования музыки в разных пространствах, показала примеры своих сочинений и поделилась планами будущих интересных проектов.

Наверное, из-за того, что третий день завершал серию ридинг-­сессий и индивидуальных уроков, в нем все время чувствовалась атмосфера максимальной собранности, активного внимания и воодушевления. «Читали» партитуры четырех композиторов, в этот день подобранные наиболее «ровно» по уровню проработки и качеству использования нотации. Ориентальная, с фольклорными интонациями фантазия на песню «Арлан кайми аки-сухи» Елены Шиповой и качественно сделанная традиционная Соната для кларнета Андрея Нагорнова прозвучали как образец работы с классическими музыкальными формами. Минималистичная, основанная на мелодичных паттернах всего из трех нот F-A-E Сергея Шестакова и четко построенные, с большим количеством интересных приемов twelve quiet breakfast Даниила Посаженникова стали примерами экспериментальных сочинений.

Ощущение «финальности» и завершенности чувствовалось и в обсуждениях пьес, которые прошли в этот день наиболее живо и конструктивно. Важно, что все кураторы – Владимир Раннев, Антон Светличный, Ольга Бочихина – были включены в процесс так же, как и молодые участники «Читок». Композиторы всегда присутствовали на лекциях друг друга, а в последний день между ними разгорелась настоящая дискуссия по поводу некоторых исполненных пьес.

Приятным подарком для слушателей и участников стал еще один концерт солистов МАСМ, состоявшийся уже после окончания основной программы воркшопа. Музыканты сыграли сочинения современных композиторов из разных регионов России, среди которых было одно особенно запоминающееся – «Три пьесы» для баяна и фортепиано Марка Булошникова.

Процитируем реплику одного из участников, Сергея Булатова: «Композиторские читки – это такая маленькая вселенная внутри большой вселенной современной академической музыки, которая, оказывается, не имеет границ». Как один из немногих в нашей стране образовательных проектов по новой музыке, «Читки» создают некую модель и становятся отражением ситуации с современной академической музыкой в России сегодня. Каждая сессия привносит ­что-то новое и раскрывает разные грани этой «вселенной».

На пятой сессии «Читок» в Музее С. С. Прокофьева собрались молодые композиторы со всей России: ребята из Красноярска, Казани, Улан-Удэ, Ростова-на-Дону, Саратова, Петербуга и Москвы

«Композиторские читки» Союза композиторов России работают на очень важную вещь – создание базы поддержки молодых композиторов со всей страны. Особенно это важно ребятам из регионов, для которых подобные проекты – почти единственная возможность включиться в общую профессиональную среду и непосредственно поработать с исполнителями такого высокого уровня.

Михаил Дубов: «Я бы не назвал этот проект чисто образовательным – в нем происходит очень важное взаимодействие опытных исполнителей и начинающих композиторов, в котором и должно ­что-то родиться. Здесь появляются маленькие искорки, которые зажгутся ­когда-то потом, – и это не только личности, но и новые идеи, новые способы проживания и существования в музыкальном мире».

P.S.

По результатам пятой сессии «Композиторских читок» были предусмотрены особые стипендии, призванные поддержать авторов с самыми профессиональными работами. Кирилл Архипов, Егор Савельянов и Даниил Посаженников стали обладателями именных стипендий от Союза композиторов России.

Егор Савельянов получил еще один подарок от организаторов – он станет участником Х Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском в сентябре 2020 года, где продолжит занятия с ансамблем МАСМ и с известными российскими композиторами. Даниил Посаженников стал резидентом ансамбля МАСМ, его партитуру twelve quiet breakfast музыканты исполнят в сезоне 2020/2021 года.

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова