События

В полосе отчуждения

Во Владивостоке впервые прозвучали «Саломея» Р. Штрауса и «Тристан и Изольда» Вагнера

В полосе отчуждения

Избалованным жителям столиц сложно представить, что есть дальние уголки нашей страны, где культура трудно прокладывает себе дорогу. Поэтому присоединение театра оперы и балета во Владивостоке к Мариинскому театру и создание филиала, Приморской сцены, позволило жителям этого региона приобщиться ко многим, ранее недоступным в живом исполнении, шедеврам музыкального театра и не только.

На III Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» показали и балетные спектакли к 200-летию Мариуса Петипа («Дон Кихот» Людвига Минкуса в хореографии Александра Горского по мотивам постановки Мариу­са Петипа, «Времена года» в хореографии Ильи Живого на музыку Макса Рихтера, «Золушка» Сергея Прокофьева в постановке Алексея Ратманского), и концертные исполнения опер «Иоланта» Чайковского, «Саломея» Р. Штрауса. Украсили афишу выступления скрипачей Миуры Фумиаки (Япония) и Лоренца Настурика-Гершовичи с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Шизуо Кувахары (Япония); пианистка из Южной Кореи Йол Юм Сон солировала в Концерте для фортепиано с оркестром № 20 Моцарта, а его Реквием прозвучал в исполнении стипендиатов Программы Аткинс, солистки Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Эвелины Агабалаевой и Симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра под управлением Павла Смелкова.


Победительница конкурса Grand Piano Competition Александра Довгань

Новоиспеченная победительница конкурса Grand Piano Competition Саша Довгань играла с оркестром и соло: пусть не все получилось идеально, но 11-летняя девочка продемонстрировала художественную планку, к которой можно тянуться и местным юным музыкантам.

Значительным событием отнюдь нелокального масштаба стало возобновление «Тристана и Изольды» в постановке Дмитрия Чернякова. Во Владивостоке, по-видимому, жители вообще впервые увидели постановку вагнеровского шедевра, спустя 160 лет после его создания. К сожалению, мегавостребованный режиссер не принимал участия: остались его декорации, многие мизансцены и, главное, концепция, в которой не нашлось места реальным человеческим отношениям. Грандиозный дуэт второго действия был превращен режиссером в абстрактное обсуждение отвлеченных понятий «любви-смерти», «проклятью дня и гимну ночи»… Пока на сцене зашкаливали музыкальные страсти, и Михаил Векуа (Тристан) и Елена Поповская (Изольда), доходя до высшей точки эмоционального кипения, внешне по воле режиссера должны были быть бесстрастными и отчужденными. Придя на свидание в гостиничный номер, легендарные любовники так и остались в верхней одежде, а одинокая двуспальная кровать оказалась пригодной только для того, чтобы походить по ней ногами.

Однако, когда по сюжету появлялись другие герои трагедии, действие заметно оживлялось. Прекрасно провел свой монолог в финале второго действия Михаил Петренко – король Марк, успешно соревновавшийся в кантилене с солирующим английским рожком. Преданный Тристану Курвенал – Евгений Никитин окутывал зал роскошными низами. Попаданием «в десятку» стало приглашение Юлии Маточкиной на роль Брангены, наперсницы Изольды. Ее чудный голос лился, нигде не срываясь на крик, как бы ни бушевал оркестр. Инструменталистам – особый респект. Красочность и темпераментность сочетались с продуманной стратегией аккомпанемента: Валерий Гергиев сделал все, чтобы правильный баланс был соблюден, и поэтому кое-где специально микшировал звучание.

Сильнейшее впечатление оставил финал оперы, когда после всего пережитого Елена Поповская безупречно провела знаменитый прощальный монолог, повинуясь неспешным темпам маэстро Гергиева. Это торжественное прощание и переход в мир иной, казалось, длилось вечность, гипнотизируя красотой последнего мига.

Сенсационные сюрпризы преподнесла пресс-­конференция, состоявшаяся накануне завершения фестиваля, где художественный руководитель Мариинки и Дальневосточного фестиваля Валерий Гергиев поделился с журналистами своим видением ситуации в регионе и планами на дальнейшее развитие. Главные темы – это строительство нового концертного зала и организация Образовательного центра, который по статусу будет Высшей школой музыки и театра. «Нам необходимо растить своих специалистов театрального дела – гримеров, бутафоров, осветителей, звукорежиссеров. Мы не хотим «переманивать» хороших профессионалов из чужих театров, а думаем о создании своих кадров», – подчеркнул Гергиев.

Он подробно объяснил концепцию культурного развития региона, посетовав, что пять лет назад открытый Театр оперы и балета во Владивостоке технически ограничен, и не все спектакли Мариинского театра можно тут показывать. «Только что мы гастролировали в Китае, куда привезли постановку “Войны и мира” Прокофьева, – вспомнил дирижер. – Показали там с грандиозным успехом и вынуждены были отправить его домой, в Петербург, так как во Владивостоке сцену приспособить невозможно. Поэтому на Попечительском совете Мариинского театра в ноябре 2017 года мы почти все время уделили обсуждению ситуации в этом регионе и получили одобрение планам постройки во Владивостоке нового концертного комплекса». Имея хорошее техническое оснащение, как в Мариинке-3, концертный зал позволит существенно расширить творческие планы. «Более того, – подчеркнул маэстро, – это никак не ущемит регион, бюджет города, так как проект поддержан на государственном уровне. Это мой 12-й приезд во Владивосток за три года. Я планирую здесь бывать 3–4 раза в год, вернусь сюда уже осенью, и к этому моменту будет полная ясность, где и когда начнется строительство».

Во Владикавказе, где также открыт филиал Мариинского театра, тоже чуть позже будет запущен такой же сценарий как во Владивостоке. В планах Валерия Гергиева – прорыв в Сибирь и создание нового филиала Мариинского театра в Кемерово: «Нужно поддержать сибирский регион, и мы видим возможность проката наших спектаклей между Кемерово, Томском и Новосибирском».

Вариации на тему «удовольствие» События

Вариации на тему «удовольствие»

Трио Даниила Крамера внесло разнообразие в интернет-трансляции из Большого зала консерватории

Беспечный бадминтон События

Беспечный бадминтон

В Театре имени Наталии Сац состоялась российская премьера оперы Филипа Гласса «Жестокие дети» с маркировкой 16+: это единственный спектакль в афише, на который действительно не стоит приходить с маленькими детьми.

Черный паяц События

Черный паяц

Новая постановка «Дон Жуана» на сцене Teatro Sociale в Тренто – копродукция театров Пизы, Ливорно и Лукки и Фонда имени Гайдна Тренто и Больцано.

Раскачали Сибирь События

Раскачали Сибирь

Союз композиторов России вместе с МАСМ «зачитали» современные партитуры в Новосибирске