Подводя итоги 2019 года, «Музыкальная жизнь» назвала восемь главных тем, вызвавших наибольший резонанс: это спектакли в опере и балете, релиз, книга, фильм, ньюсмейкер года, дебютанты года, ожидание года – событие, анонс которого вызвал ажиотаж. Перелистывая страницы номеров журнала за этот год, мы вновь пережили минуты восхищения и сопричастности к талантам нашего времени, но сознательно не выделили кого-то одного в статус персоны, ибо среди множества интереснейших, ярких и оригинальных интерпретаций, постановок, проектов все же не оказалось единственного лидера.
Инфернальная красота и алхимия страсти
В этом году мы реже сетовали на то, что российский оперный театр держится только за проверенный классический репертуар. Отрадных исключений было несколько – например, целый ряд постановок опер ХХ века. В «Новой Опере» вышел редкий Бриттен – «Поругание Лукреции» (1946), в екатеринбургской Урал Опере – чеховские «Три сестры» Петера Этвёша (1997), в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – «Похождения повесы» Стравинского (1951), там же – «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. Эта опера была закончена в 1978 году и с тех пор лежала в столе композитора: ее сценическая жизнь началась по инициативе дирижера Владимира Юровского, который и провел премьеру. Она имела успех: оказалось, что произведение, написанное давно, причем отжившим свой век языком додекафонии, не устарело и оказывает на современного слушателя прямое и сильное эмоциональное воздействие. Спектакль, поставленный режиссером Александром Тителем и сценографом Владимиром Арефьевым, стал и несомненной театральной удачей.
С танцем не поспоришь
Главная премьера года – безусловно, «Зимняя сказка», поставленная Кристофером Уилдоном в английском Королевском балете пять лет назад и перенесенная этой весной в Большой театр. Спектакль замечателен по всем пунктам: музыка Джоби Тэлбота вобрала в себя все волшебство Шекспира, его трагизм и его усмешку, а оркестр Большого, ведомый Антоном Гришаниным, эту музыку правильно почувствовал и вдохновенно воспроизвел.
Кристофер Уилдон придумал хореографический и режиссерский текст, дающий возможности для раскрытия многих артистов Большого, и некоторые из них на глазах стали превращаться из просто качественных профессионалов именно в артистов (так случилось с Артемом Овчаренко, у которого давно нет никаких проблем с танцевальным текстом, но актерские работы были не столь интересны). И волшебное дерево, воздвигнутое на сцене художником Бобом Краули, запомнится надолго – как сценография, что не спорит с танцем, но поддерживает его, не теряя при этом собственной исключительности.
Очень важны и очень удачны «Push Comes To Shove» в Мариинском балете и «Талисман» в балете Бурятском. Первый – одноактовка на музыку Джозефа Лэмба и Йозефа Гайдна, поставленная сорок с лишним лет назад Твайлой Тарп на Барышникова. Лукавая притча о взаимоотношениях премьера и кордебалета азартно воспроизведена в Мариинском театре по очереди двумя солистами – Кимином Кимом и Филиппом Стёпиным, и если Ким точно следовал барышниковскому рисунку, то Стёпин позволил себе барышниковскую свободу.
А второй балет-событие – стилизация балета Риккардо Дриго «Талисман» в хореографии Мариуса Петипа, сотворенная Александром Мишутиным в Улан-Удэ. Реконструкция этого спектакля невозможна, записей не осталось, «в ногах» у балетных есть лишь знаменитое па-де-де, исполняемое на всех балетных конкурсах. А хореограф Мишутин, обычно работающий в Японии, воссоздал балет таким, каким он мог быть – со сложными ансамблями и трогательной пантомимой, с запутанным сюжетом и удивительной красоты вариациями. Так что год 2019 – это год «Зимней сказки», «Push Comes To Shove» и «Талисмана».
Олимпиада имени Чайковского и ее чемпионы
Раз в четыре года в России объявляют классическую музыку «национальным достоянием», выделяют немножко времени на главных каналах телевидения, целый месяц пишут в газетах, обсуждают в соцсетях… Речь, конечно же, о Конкурсе Чайковского – вызывающем по-прежнему азарт, сравнимый с чемпионатом мира по футболу (поэтому их, наконец, и «развели» по срокам). Открытием прошедшего нынешним летом состязания стала целая обойма пианистов, начиная с Гран-при Александра Канторова, первого француза, победившего на Чайнике в номинации «фортепиано». Мао Фудзита – еще одна удача конкурса. Можно быть уверенным, что, появись он в гастрольном режиме в программе столичного оркестра, мы могли бы легко «пропустить» этого волшебника звука – теперь же на его выступления не попасть. Осенью, на фестивале в «Зарядье» на его сольный концерт случился переаншлаг, критики писали о «невербальном чуде», об особом шарме и солнечности таланта японского артиста.
Вслед ему, «ноздря в ноздрю» шла тройка россиян – Константин Емельянов, Дмитрий Шишкин и Алексей Мельников, три очень разных по индивидуальности, но образовавших вокруг себя серьезные фан-клубы. Всем им участие в конкурсе придало новое ускорение, предоставило доступ на главные сцены, а мы стали свидетелями рождения пианистической плеяды. И еще одно имя стоит назвать в контексте конкурсных баталий 2019 года – меццо Мария Баракова, взявшая сразу два первых места – на конкурсе Глинки и на Чайковском. Молодая девушка, 21 год, за которую единогласно отдали баллы жюри обоих состязаний. Ее восхождение совпало с поступлением в Молодежную оперную программу Большого театра, и нам выпал шанс проследить за развитием ее таланта.
«…Вернулся в свой город, знакомый до слез»
В 2011 году, когда Теодор Курентзис получил руководящую должность в Пермском оперном театре и покинул Новосибирск вместе со своим детищем – musicAeterna, многие, в том числе и сами оркестранты – преданные дирижеру вассалы, – задавались вопросом: долго ли продлится роман их лидера с новым городом? Зная об амбициозности Курентзиса, мало кто верил в то, что Пермь – это навсегда, как в сказке – жили они долго и счастливо. Хотя сказочного действительно было достаточно – вспомнить хотя бы постановку «Травиаты» Роберта Уилсона, «Жанну на костре» Ромео Кастеллуччи (в копродукции с европейскими оперными домами). Гром грянул в начале лета этого года, когда на сборе коллектива Пермского оперного Курентзис сообщил о предстоящем переезде в Санкт-Петербург. Слухи о грядущей смене дислокации появлялись и раньше – еще в 2017 году Теодор не раз публично грозился порвать с Пермью, если вопрос строительства современной сцены театра не решится положительно. Причастность Владимира Кехмана к этому проекту, вероятно, также сыграла не последнюю роль в принятии решения. Затем возникли дискуссии, касающиеся художественного руководства Дягилевского фестиваля 2020 года. По сути, заинтересованная музыкальная общественность ждала только официальных подтверждений. Точки над i были расставлены 21 июня.
В августе Курентзис вернулся в город своей юности. Здесь, на берегах Невы, он учился в классе Ильи Мусина в середине мрачных 90-х. Здесь же началась новая веха в истории musicAeterna – на Итальянской улице, 27 – в Доме Радио. Естественно, кастомизация помещения будет происходить постепенно, но в итоге Курентзис желает получить не просто базу для оркестра, а культурный кластер, где можно будет воплощать и околомузыкальные проекты – образовательные, выставочные, музейные. Коснется ли Петербурга ценовая политика в отношении билетов на концерты musicAeterna, так лихо проводимая в Москве? Да, если судить по ценам на 8 февраля (Концертный зал Мариинского театра).
Что до Дягилевского фестиваля, то этот союз, к счастью, удалось сохранить – Теодор остается худруком. «Я считаю, что восемь лет, проведенные нами в Перми, – это только начало большого пути, который зритель должен пройти. Пермь – по-прежнему “план Б” будущего русской культуры. И этот план по-прежнему для меня важен», – сказал Курентзис на декабрьской встрече с публикой в частной филармонии «Триумф». Чем удивит Дягилевский фестиваль, об этом станет известно в марте, когда состоится традиционная презентация программы.
Композиторская археология
Фирма «Мелодия» не только системно издает наследие великих исполнителей, но и не боится вступать на сложную, рискованную территорию – запись и издание произведений современных композиторов. Мы уже не относим к ним Георгия Свиридова, Мечислава Вайнберга, Эдисона Денисова и Альфреда Шнитке, перешедших в категорию классиков. В этом году «Мелодия» выпустила несколько дисков с музыкой действующих композиторов – Антологию хоровой музыки, альбом «16+» Антона Батагова и певицы Надежды Кучер, сборник композиций лауреатов конкурса Avanti и раннюю Сонату для скрипки и фортепиано (1973) Владимира Мартынова, выпущенную аудиоприложением к журналу «Музыкальная академия».
Но даже в этом ряду особой удачей стоит счесть «Буковинские песни» Леонида Десятникова – 24 прелюдии для фортепиано соло, по классической схеме обнимающие все 24 существующие тональности. Десятников – мастер работы с народным материалом и музыкой разных культур: русской, еврейской, китайской, японской. На этот раз он взял за основу фольклор Западной Украины – песни, изданные в СССР в середине прошлого века. Мастерство композитора состоит прежде всего в том, что украинские песни остаются узнаваемыми, вместе с тем прелюдии написаны в индивидуальном авторском стиле. Через их звучание оживает история славянской Европы, тут и там трагическая, охватившая мир вплоть до Канады и по сей день прорывающаяся конфликтами. «Буковинские песни» понятны людям везде и прекрасно воспринимаются во всем мире: Алексей Гориболь уже сыграл их во многих странах. Цикл Десятникова выпущен и на CD, и на виниле. Работа звукорежиссера Михаила Спасского и дизайнера Григория Жукова снова выше всяких похвал.
Усатый, полосатый
Байопик – один из наиболее привлекательных жанров для современного Голливуда. Рассматривать на большом экране портреты (пусть и художественно отретушированные) известных, реальных людей – с их победами, слабостями и страстями всегда интересно, особенно если человек, о котором идет речь, одиозный, неоднозначный, с внутренним конфликтом. Фронтмен британской группы Queen Фредди Меркьюри был как раз такой личностью. Режиссер фильма «Богемская рапсодия» Брайан Сингер запечатлел его в начале пути – как непримечательного парня из Занзибара, рабочего аэропорта Хитроу, но и на пике славы – как собирающего стадионы рок-идола. Несмотря на то, что фильм вышел в конце 2018-го, дождь из самых главных кинематографических призов пролился на него в 2019-м.
Обсуждение экранизации истории Queen и неразрывно связанной с ней биографии Меркьюри длилось бесконечно долго. В какой-то момент показалось, что действующие музыканты группы – гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор – в отчаянии отреклись от проекта. Потребовались годы, чтобы у фильма появился внятный сценарий и исполнитель роли самого Фредди – актер, которому должны были поверить миллионы. Задача практически невыполнимая. Но звезда телесериала «Мистер Робот» и обладатель премии «Эмми» Рами Малек справился с ней виртуозно и принес в копилку команды «Богемской рапсодии» заслуженные награды – «Золотой глобус», «Премию Гильдии киноактеров США», «BAFTA» и «Оскар». На волне оглушительного успеха фильма появились слухи о возможном сиквеле.
Роскошный саундтрек из хитов Queen, концертных записей, студийных раритетов и масштабного 21-минутного фрагмента из выступления четверки на Live Aid в 1985 году, стал важной концептуальной частью «Рапсодии» – изящного, ироничного, в чем-то очень лиричного и одновременно немного помпезного, но очень искреннего и красивого фильма.
Поставим фермату
Идея собрать критико-журналистские опыты разных лет, чтобы создать некую картину развития нашей музыкальной жизни, не нова. Читаются такие опусы с разной степенью интереса: ведь привязанные к определенным инфоповодам – юбилеям, премьерам, – статьи порой устаревают, оставаясь музейным отпечатком исчерпанного во времени события. Алексей Мунипов в книге «Фермата. Разговоры с композиторами» (Новое издательство, 2019) счастливо избежал этой ловушки: его интервью с 20 современными композиторами – не о сиюминутном, хотя и фиксируют умонастроения героев «здесь и сейчас». Но поскольку, по признанию Мунипова, «тайным смыслом этих бесед была попытка понять или, точнее, почувствовать, как устроено композиторское ремесло и люди, которые им владеют», то и результат оказался выходящим за временные рамки. Как выяснилось, композиторов во все времена волнуют схожие «проклятые вопросы».
Как пишет автор, «полемика вокруг современной музыки длится не одно десятилетие и даже не один век. Винченцо Галилей в “Диалоге о древней и новой музыке” (1581) клеймил современных ему авангардистов за увлечение внешними эффектами примерно так же, как Тихон Хренников – молодых советских композиторов. А Георгий Пелецис, сокрушающийся в этой книге о том, как много приемов из старой музыки забыто, брошено, недоиспользовано, почти дословно повторяет сетования средневекового полемиста Якоба Льежского, защищавшего достижения ars antiqua. Неудивительно, что многие вопросы, к которым возвращались наши беседы, легко могли быть заданы композиторам XX, XIX и XV веков. Что такое новая музыка и чем она отличается от старой? Как научиться в ней разбираться? Не слишком ли она сложна для слушателя? Что такое “сложность” и “простота”? Есть ли в музыке прогресс? Кому и зачем все это нужно?»
Современные композиторы не избалованы вниманием, и эта книга – своего рода путеводитель по разным направлениям и цеховым сообществам. «Я хотел просто обозначить, что… современная российская академическая музыка существует, и там происходит настоящий ренессанс. Есть куча героев, все они даже в книжку не поместились, с ними ужасно интересно разговаривать, на их концерты здорово ходить. Для героев “Ферматы” это вроде бы самоочевидно, но для рядового посетителя книжного магазина, боюсь, не вполне. Я просто хотел как можно громче протрубить про этот океан», – признается в одном из интервью Мунипов.
Тут представлены, если условно попытаться систематизировать список, «классики» – София Губайдулина, Валентин Сильвестров, Тигран Мансурян, Александр Кнайфель, Владимир Мартынов, ушедший от нас уже после публикации «Ферматы» Гия Канчели; участники объединения «СоМа» Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Владимир Раннев, Сергей Невский; «минималисты» – Антон Батагов, Павел Карманов, Георгий Пелецис, Алексей Айги, Александр Рабинович-Бараковский; любитель перформативности Алексей Шмурак, импровизатор, использующий внемузыкальные электромеханические объекты Алексей Сысоев, экспериментирующие с разными жанрами и стилями «постмодернисты» разных поколений Леонид Десятников, Илья Демуцкий, Александр Маноцков.
Собеседники Алексея Мунипова – интеллектуалы высшей пробы, так что любите ли вы современную музыку или нет, но чтение этой книги предоставит вам «пищу для ума» и позволит совершить вместе с собеседниками выход в «четвертое измерение».
Двойной камбэк
Ожидание года логичнее перефразировать в ожидание нескольких десятилетий. В феврале на Исторической сцене Большого театра режиссер Дмитрий Черняков представит свою версию «Садко» Римского-Корсакова.
Опера-былина «Садко», с которой Дмитрий Черняков наконец-то возвращается в Большой театр, последний раз собирала столичную публику в восьмидесятых. Тогда шла версия Бориса Покровского, созданная в 1949 году.
Для Большого, где сейчас ставят в основном режиссеры драмтеатра, приглашение Чернякова – «прорыв года». К тому же с операми Римского-Корсакова у него прочные отношения: незабываемы «Китеж», «Царская невеста», «Снегурочка», и, конечно, пронзительная интерпретация «Сказки о царе Салтане».
Черняков будет работать по своим правилам и со своей командой. Костюмы создает Елена Зайцева, а сценографию режиссер вновь разрабатывает сам – по мотивам декораций первых постановок оперы. Благодаря Чернякову исполнительское качество обеспечит система stagione: за дирижерский пульт приглашен перспективный Тимур Зангиев, предварительно говорилось и о певцах – Иван Гынгазов (Садко), Аида Гарифуллина (Волхова), Екатерина Семенчук (Любава) и другие.
Премьера состоится 14 февраля 2020 года на Исторической сцене.