Владимир СПИВАКОВ: С самого начала взяли ориентир на звезд мировой величины Интервью

Владимир СПИВАКОВ: С самого начала взяли ориентир на звезд мировой величины

21 декабря Дом музыки отметит свое 15-летие праздничным концертом. Маэстро Владимир Спиваков, бессменный президент «хрустального дворца» на Красных холмах, рассказал «Музыкальной жизни» о творческих задачах, решенных за этот немалый срок, и о ближайших перспективах возглавляемого им мультижанрового центра исполнительских искусств

Юлий РЕНАРД

Подведение промежуточных итогов
Московский международный Дом музыки действительно оправдывает свое название. Осенью я выступал вместе с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» в Италии – в Милане и Генуе, где проходили Дни Москвы. Меня удивило, что чиновники, которые пришли на концерты, подошли ко мне и поблагодарили как президента ММДМ за то, что первым артистом, выступившим у нас на Красных холмах, стал великий Лучано Паваротти. Пятнадцать лет назад я прекрасно понимал, что построенное здание нужно чем-то наполнить, и с самого начала мы взяли ориентир на таких звезд мировой величины, как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Джесси Норман.
Пятнадцать лет – немалый срок. Многое было сделано за это время. Особо я хочу отметить тот факт, что в Доме музыки проходит много детских и благотворительных концертов. В юности, когда я впервые приехал в Вену сыграть в Musikverein, графиня Монжуа повела меня в Золотой зал. «Владимир, это ложа, в которой я слушала музыку вместе со своей бабушкой», – сказала она мне. Этот момент надолго отложился у меня в памяти. Когда мы думали о творческих планах Дома музыки, в первую очередь, мне хотелось, чтобы у нас появилась собственная слушательская аудитория. Прошло пятнадцать лет. Многие концерты проходят при аншлагах, а детские абонементы расходятся мгновенно. И это очень важно для меня.

Что впереди?
Помимо 15-летия Дома музыки, Национального филармонического оркестра России и Международного фестиваля «Москва встречает друзей», предстоящего 40-летия оркестра «Виртуозы Москвы», есть еще три даты, мимо которых невозможно пройти. Первая – столетие возвращения Москве статуса столицы. Мы отметим это историческое событие в 2018 году. Второе – сто лет со дня рождения Леонарда Бернстайна: на заключительном концерте Рождественского фестиваля, который мы проводим вместе с владыкой Иларионом, будет исполнено, как мне говорил сам Бернстайн, его духовное завещание – «Чичестерские псалмы». И третья дата – конечно, столетие со дня рождения выдающегося писателя, мыслителя и гражданина Александра Солженицына. Все читали его великие труды, но у таких мастеров и малые формы имеют значение. Я не думаю, что многим известно его короткое, но актуальное произведение, которое глубоко волнует сердце – «Молитва о России». Очень рекомендую прочесть.

О записях к юбилею Дома музыки и не только
В Доме музыки можно осуществлять прекрасные записи. Мы подружились с немецкими звукорежиссерами, которые работают со всеми крупными лейблами и специально привозят к нам дорогостоящую аппаратуру. Мы записали с НФОР Четвертую симфонию и Итальянское каприччио Чайковского, его же Пятую симфонию и музыку к балету «Ромео и Джульетта», все концерты Рахманинова с Александром Романовским, артистом, представляющим Украину. Я знаю этого пианиста с десяти лет, он был стипендиатом моего фонда. Кстати, сотрудничеством с Романовским мы лишний раз доказываем, что музыка – вне политики. Затем мы записали очень дорогой моему сердцу диск «Русь святая» с произведениями Рахманинова и Танеева: это «Тебе поем» из «Литургии Св. Иоанна Златоуста» (я пытался выполнить все указания автора, в частности, касающиеся медленных темпов) и «Колокола» Рахманинова – с прекрасными солистами (Хиблой Герзмавой, Дмитрием Корчаком и Василием Ладюком), а также гениальное, на мой взгляд, сочинение – кантату «Иоанн Дамаскин» Танеева. Во время обряда погребения до сих пор произносятся слова, которые написал преподобный. В день 15-летия Дома музыки мы подарим этот диск всем, кто придет на юбилейный концерт. Еще мы записали оперу «Евгений Онегин» с теми же великолепными солистами, что и «Колокола» Рахманинова. Думаю, что многие будут удивлены этой записью, большинство – обрадовано.

О фестивале в Кольмаре
В этом году также отмечается 30-летие Международного музыкального фестиваля в Кольмаре. Я – единственный артистический директор во Франции, столько лет руководящий одним фестивалем, который вывел этот маленький город на мировую музыкальную арену. Даже NY Times в рубрике «Our choice» в числе летних фестивалей, которые она рекомендуют посетить, неоднократно называла Кольмар. У меня возникла мысль сделать юбилейный, 30-й фестиваль в честь Евгения Кисина. Он ответил на это предложение с энтузиазмом: «Кто же от такого откажется!» Приедут Миша Майский, Марта Аргерих… Сам Евгений Кисин выступит не только как пианист, но и как композитор: он написал шесть пьес для фортепиано; также будет исполнена его виолончельная соната, его квартет, трио о Шостаковиче. Думаю, будет большой праздник. Кисин участвует в четырех концертах фестиваля, а это человек, который очень тщательно планирует свои выступления.

О новом зале Дома музыки
От меня скрывали это помещение в течение восьми лет. Видимо, у сменяющих друг друга предприимчивых директоров Дома музыки были на него какие-то иные планы. Теперь я могу гарантировать, это будет замечательный концертный и репетиционный зал. Репетиционной комнаты, расположенной на втором этаже Дома музыки, недостаточно, особенно когда занят не только НФОР, но и хор под сто человек. История с подготовкой зала движется к своему логическому завершению. Это красивое и удобное помещение будет служить на благо Дома музыки и его миссии.

Об отношении к русским музыкантам за рубежом
На официальном, чиновничьем уровне к России стали хуже относиться – это факт. Когда предъявляешь российский паспорт, не исключены придирки. Я ехал на поезде из Франции в Великобританию, чтобы выступить в Барбикан-центре. У меня проверили паспорт и потребовали предъявить все наличные деньги, которые были с собой. Попросили открыть сумку, а там лежала моя американская афиша с надписью «Russian gold». Таможенник прочитал и спросил: «А где же золото?» Я ответил: «А вы ниже посмотрите». А там была моя фотография и цитата Леонарда Бернстайна – что-то про мое «золотое сердце» и «золотые руки». Часто во избежание подобных инцидентов мне в Европе приходится надевать планку Ордена Почетного легиона. Когда они ее видят, отношение сразу меняется. Мне от этого становится грустно, но так устроен мир.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны