Владимир Юровский выбрал для концерта в Москве редкое произведение Шнитке

08.10.2019
Владимир Юровский выбрал для концерта в Москве редкое произведение Шнитке

В ноябре этого года исполняется 85 лет  со дня рождения Альфреда Шнитке. Помня об этой дате, Владимир Юровский обратился к редко исполняемому Концерту № 2 для скрипки с оркестром (1966).

Впрочем, в том, что касается музыки Шнитке, Владимир Юровский не нуждается в круглых датах. На сегодняшний день он является одним из крупнейших интерпретаторов и пропагандистов его произведений. Многие годы знаковые премьеры Шнитке были связаны с именем Геннадия Рождественского. Теперь сольную партию в Скрипичном концерте исполнит Александр Рождественский, услышать которого в России в последние годы можно было лишь в концертах Геннадия Николаевича. Юровского справедливо называют наследником традиций старшего Рождественского, его творческий союз с Александром — факт закономерный и счастливый.

Положение Скрипичного концерта Шнитке № 2 в центре вечера наполнено глубоким смыслом, отличающим любую программу Владимира Юровского. «Шнитке всегда был существом между двумя мирами — человек русской и немецкой культуры в равной степени. Для меня Шнитке — это уникальный конгломерат — сплав русского и немецкого в мировой музыкальной культуре, второго такого примера нет», — отмечал дирижер в связи с предыдущим юбилеем композитора.

Хотя Шнитке не считал программным сочинением Скрипичный концерт №2 — эту мощную драму с театральной «визуальностью» образов, где инструменты становятся персонажами, — он признавался, что в его основе лежит евангельское повествование о страстях, смерти и воскресении Христа. О том, что солист воплощает образ Иисуса, а струнные — его учеников, долгие годы нельзя было говорить открыто, однако музыка концерта так зримо и эмоционально следует эпизодам Евангелия, что «сюжет» становится ясным без слов.

Программу концерта 25 октября в Большом зале Московской консерватории обрамляют две Пятые симфонии: знаменитая ми-минорная Чайковского и «Реформационная» Мендельсона.

Пятая симфония Мендельсона носит подзаголовок «Реформационная». Поводом для ее создания послужило 300-летие Аугсбургской декларации (1530), одобренной Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Обращение к главным темам христианства тесно связывает ее с концертом Шнитке, создает впечатляющую историческую перспективу. Интересно, что под управлением Юровского эта симфония Мендельсона уже звучала год назад — и тоже в одной программе с музыкой Шнитке, с Симфонией №3.

Наследие Чайковского занимает важное место в репертуаре Юровского с Госоркестром Светланова; их исполнения всегда заставляют внимательнее вслушаться в хорошо знакомые сочинения. Так как ничего случайного в концертных программах Юровского не бывает, Пятая симфония Чайковского обещает предстать в нетривиальной интерпретации, которую обещают и столь неожиданное соседство, и встраивание сочинения в контекст христианских образов и немецкой симфонической традиции.

Александр Рождественский с отличием окончил Московскую консерваторию, Королевский музыкальный колледж в Лондоне и Парижскую консерваторию. До недавнего возвращения на родину жил в Париже. В качестве солиста выступает с лучшими российскими и европейскими коллективами, в числе которых Королевский филармонический оркестр Стокгольма, Филармонический оркестр Радио Франс, Лондонский и Пражский симфонические, оркестры Берлинского радио, Баварской государственной оперы, Цюрихского «Тонхалле», римской Академии Санта-Чечилия и многие другие.

Сотрудничал с дирижерами Геннадием Рождественским, Юрием Симоновым, Валерием Полянским, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Александром Анисимовым, Жан-Клодом Касадесюсом, в камерных программах выступал с Викторией Постниковой, Михаилом Рудем, Александром Гиндиным, Кун Ву Пеком, Андреем Виеру, Мишелем Порталем, Гари Хоффманом, Стивеном Иссерлисом, Франсом Хельмерсоном. Принял участие в первом исполнении Concerto Grosso №6 Шнитке, написанного Альфредом Шнитке специально для него и Виктории Постниковой, осуществил запись сочинения с Королевским стокгольмским филармоническим оркестром.

Александр Рождественский играет на инструментах работы Страдивари и Гварнери, принадлежащих Обществу Страдивари (Чикаго), и является почетным представителем этого общества в России и Европе.

Пресс-релиз Московской филармонии