Вперед, на опереточный Олимп! События

Вперед, на опереточный Олимп!

Вновь льются зажигательные мелодии арий и дуэтов, за кулисами ожидают взволнованные девушки и юноши, а зал наполняют родные и друзья, «группы поддержки». Идет полюбившийся и ставший традиционным XI Конкурс молодых артистов под звонким названием «ОпереттаLand». Его создатель, верный рыцарь веселого и жизнерадостного искусства оперетты, народный артист России Герард Васильев возглавляет жюри, в которое входят руководители крупных музыкальных театров, опытные музыканты, менеджеры и продюсеры. Они внимательно присматриваются к участникам соревнования, видя в них, возможно, будущих лидеров своих театров. То, что их надежды не беспочвенны, доказывает опыт предыдущих конкурсов, лауреаты которых ныне украшают сцены многих ведущих музыкальных театров России.

На XI Конкурс «ОпереттаLand» съехались молодые артисты и студенты учебных заведений не только из России, но и Белоруссии и Украины. С каждым годом репертуар их выступлений все заметнее смещается в сторону молодого и напористого родственника оперетты – зарубежного и отечественного мюзикла. В этом году разрешено даже исполнение номеров из комических опер.

Вообще, репертуар соревнующихся в этом году не избежал «родового проклятия» всех предыдущих лет – однообразия выбора исполняемых арий. Но если на прошлогоднем жюри выслушало неисчислимое количество арий Кунигунды из мюзикла Л. Бернстайна «Кандид» и арий Мистера Икс, то в этом году у женщин главенствовали ария Виолетты из «Фиалки Монмартра» и песня Николки из «Бабьего бунта» Е. Птичкина у мужчин… Заметно увеличилось число участников, исполняющих номера из мюзиклов в микрофонной манере. Это неудивительно, так как в афиши музыкальных театров (а порой и драматических) входят все новые названия мюзиклов, как зарубежных, так и отечественных. Это тенденция времени – и театральный процесс ее отображает. Иной раз конкурсантам удавалось даже удивить многоопытных членов жюри своими репертуарными изысками. Так, рязанка Марина Головкина нашла мюзикл В. Юманса «Нет, нет, Нанетта», москвич Николай Горлов – мюзикл Ф. Уайлдхорна «Рудольф», а один из фаворитов конкурса Сергей Каныгин покорил исполнением арии из сарсуэлы (очень редкой гостьи на эстраде!) П. Соросабаля «Таверна в порту».

Надо признать, что, несмотря на то, что конкурс «ОпереттаLand» проводится уже более десяти лет, немало участников все еще повторяют ошибки всех предыдущих, относясь к столь специфическому соревнованию как к обычному конкурсу вокалистов, в то время как соискателям победы, помимо хорошего вокала, необходимо иметь полный комплекс данных: актерское дарование, хорошую пластику и – очень желательно – яркую внешность. Принимается во внимание и хорошее произношение иностранного текста. Жюри к этой стороне профессии отнеслось придирчиво, тем более что в его составе был такой авторитетный европейский менеджер, как Анри Майер, сам владеющий четырьмя языками.

Еще одно отличие конкурса «ОпереттаLand» состоит в подлинно демократическом подходе к открытости и гласности в оценке выступлений участников и их прохождения по турам. Член жюри оценивает каждый из двух номеров, исполняемых конкурсантом, по 10-балльной системе, затем эти цифры суммируются и через небольшое время вывешиваются для всеобщего сведения. В следующий тур проходят конкурсанты, набравшие баллы выше установленной планки. Практика показала, что разброс по баллам у разных членов жюри довольно велик, но конечный результат объективен и не вызывает у конкурсантов обид и конфликтов.

После третьего тура конкурса на сцене Московского театра оперетты был дан грандиозный гала-концерт. Он вылился в подлинный праздник жанра, не частый в последнее время, но тем более волнующий и «духоподъемный». Неистощимая на выдумки арт-директор конкурса и постановщик гала-концерта Жанна Жердер поручила вести его четырем персонажам «commedia dell arte», знаменитым комедийным маскам – Бригелле, Панталоне, Пьеро и Тарталье. Это придало неизбежному ритуалу представления участников и объявления номеров импровизационную живость и добрый юмор. Молодые артисты Александр Бабик, Глеб Косихин, Игорь Оробей и Давид Ванесян справились с ответственной ролью непринужденно и весело.


Герард Васильев

Главный дирижер театра Константин Хватынец, проведший концерт с большим подъемом, и балетмейстер Игорь Маклов, поставивший динамичные и выразительные танцевальные композиции, очень способствовали нарастающему успеху вечера оперетты.

В первом отделении концерта, открывшемся выходной арией графа Данилы из «Веселой вдовы» Легара, обаятельно исполненной Герардом Васильевым, выступили участники конкурса, пробившиеся в третий тур, потенциальные победители, имена которых должны были быть объявлены в заключительной части вечера. Они с еще большим подъемом исполнили арии и дуэты своего репертуара, а переполненный зрительный зал горячо принимал и поддерживал выступавших молодых артистов. Зрителям предстояло выбрать победителя своей, зрительской премии.

Второе отделение вечера переросло в праздничный калейдоскоп ярких вокальных и танцевальных номеров. Вручение премий и дипломов конкурса перемежалось выступлениями мастеров сцены Московского театра оперетты. Закономерно было широкое участие в представлении лауреатов предыдущих конкурсов «ОпереттаLand», ныне ставших ведущими солистами театра. Нет возможности рассказать о всей программе гала-концерта, она была велика и насыщенна, но как не упомянуть о «Хабанере» из «Кармен», исполненной Еленой Ионовой, или арии Ринальдо из «Черного дракона» Модуньо, спетой Юрием Веденеевым. Также тепло были встречены Елена Зайцева с Павлом Ивановым в номере из мюзикла Д. Фостера «The Prayer». Светлана Варгузова спела арию из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова.

Три лауреата конкурса прежних лет – Максим Катырев, Артем Маковский и Николай Семенов вместе с артистами балета зажигательно исполнили номер «Nella fantasia» из киномузыки Э. Морриконе. Много оживления внесли юные артисты театра-студии Академии детского мюзикла своим номером «Нью-Йорк, Нью-Йорк». И, как обычно, овацию зала вызвал Герард Васильев арией Цезаря из оперетты «Цезарь и Клеопатра» А. Журбина.

Однако, пора сказать о победителях конкурса «ОпереттаLand». И на этот раз Гран-при остался не присужденным (по условиям конкурса для этого необходима единогласная оценка 10 баллов всеми членами жюри). Но символ конкурса, заветная статуэтка «Карамболины» была вручена Продюсерскому центру «АртСимфони» как вносящему заметный вклад в поддержку и развитие искусства оперетты и мюзикла, в частности, в обучение и воспитание юных артистов.

Первая премия и звание лауреата были присуждены артистам Санкт-Петербургского театра музкомедии Анастасии Лошаковой и Роману Вокуеву. Все туры талантливая каскадная пара покоряла в танцевальных дуэтах своим обаянием, мастерством и техническим совершенством на грани акробатики.

Лауреатом второй премии жюри назвали Сергея Каныгина, артиста Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева. Он произвел сильное впечатление своим исполнением сложной арии Гофмана из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана».

Третью премию заслужила студентка ГИТИСа Ирина Пак исполнением фрагмента из мюзикла Дж. Кандера «Кабаре».

Жюри прессы присудило свои награды Сергею Каныгину, в чем совпало с общим мнением, а также Тамиле Делавер, все три тура удивлявшей своей актерской находчивостью и своеобразием. Ее диапазон был широк: от арии Кунигунды до острохарактерной Прони Прокоповны из водевиля «За двумя зайцами». Приз зрительских симпатий был присужден Виктории Мун из Петербурга и студентке ГИТИСа Екатерине Хамдо.

Бельканто для эгоистов События

Бельканто для эгоистов

В Доме музыки историю о Ромео и Джульетте поставили не по Шекспиру

Вариации на тему «удовольствие» События

Вариации на тему «удовольствие»

Трио Даниила Крамера внесло разнообразие в интернет-трансляции из Большого зала консерватории

Беспечный бадминтон События

Беспечный бадминтон

В Театре имени Наталии Сац состоялась российская премьера оперы Филипа Гласса «Жестокие дети» с маркировкой 16+: это единственный спектакль в афише, на который действительно не стоит приходить с маленькими детьми.

Черный паяц События

Черный паяц

Новая постановка «Дон Жуана» на сцене Teatro Sociale в Тренто – копродукция театров Пизы, Ливорно и Лукки и Фонда имени Гайдна Тренто и Больцано.