Впередсмотрящие События

Впередсмотрящие

В Москве гала-концертом завершился Четвертый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку»

Торжественный вечер состоялся в Бетховенском зале Большого театра России, собравшем в теплом кругу музыкально-театральное братство. Президент Ассоциации Георгий Исаакян и заместитель министра культуры России Павел Степанов поприветствовали участников фестиваля и гостей вечера, отметив значимость этого глобального события.

Действительно, фестиваль длился два месяца и собрал в столице страны десятки коллективов со всех концов нашей родины. Петербург, Самара, Волгоград, Калининград, Иваново, Омск, Нижний Новгород, Барнаул, Оренбург, Иркутск, Симферополь, Уфа, Сыктывкар, Саратов, Казань, Якутск – вот невероятная география этого театрального форума. Иностранные участники фестиваля – пока редкость и эксклюзив смотра этого года, хотя в Ассоциацию в разные годы входили и входят коллективы, базирующиеся вне пределов России: IV фестиваль завершился выступлением гостей из Донецка.

Опера, оперетта, балет, мюзикл, музыкальные спектакли для детей – фестиваль приветствует все жанры музыкального театра и всех участников, в этом году в его программу входили даже показы студийных коллективов. Невероятный разброс имеет как свои позитивные, так и сомнительные стороны: с одной стороны, грандиозная палитра, по которой можно составить картину о том, чем и как живет сегодняшний музыкальный театр в стране, с другой, поскольку у фестиваля нет экспертного отбора и театры сами вольны выбирать продукт, который показывают в Москве, иногда на столичные площадки попадали и творения не очень интересные и сильные.

Главное событие гала-концерта – это вручение премии «Легенда» тем мастерам сцены, кто прошел большой творческий путь и имеет грандиозный авторитет в музыкально-театральном сообществе, очень значимые достижения. В этом году лауреатами-легендами стали балерина Людмила Семеняка, певцы Светлана Варгузова, Юрий Веденеев и Александр Сибирцев, дирижеры Павел Бубельников и Евгений Бражник, режиссеры Александр Титель и Александр Петров, художник Эрнст Гейдебрехт.

Программа концерта перемежала согласно концепции фестиваля самые разные музыкально-театральные номера. Открылся вечер интродукцией к опере «Сельская честь», которую проникновенно исполнил оркестр Детского музыкального театра имени Наталии Сац (именно этот коллектив был весь вечер на сцене) под управлением маэстро Бражника. «Русский танец» Чайковского виртуозно исполнила скрипачка Татьяна Казакова из Самары в союзе с главным дирижером Самарского оперного театра Евгением Хохловым.

Стихия оперетты дважды накрыла зал. Знаменитую «Вилью» Легара артистично, но несколько пастельно по звуку спела солистка Московского театра оперетты Наталья Мельник. Бурю эмоций публики вызвал последний номер вечера – дуэт Биксио «Parla mi d’amorre», мастерски исполненный «легендами» Варгузовой и Веденеевым, яркость голосов которых не увядает, а мастерство остается на недосягаемом уровне. Направлял и поддерживал солистов родного театра главный дирижер «Московской оперетты» Константин Хватынец.

Камерное пение, которое вроде бы к музыкальному театру прямого отношения не имеет, заглянуло на гала-концерт романсом Чайковского «Нет, только тот, кто знал» и «Попутной песней» Глинки. Зато прямое отношение к нему имеют исполнители – знаменитый башкирский бас Аскар Абдразаков и главный дирижер Башкирского оперного театра Артем Макаров, который на этот раз аккомпанировал солисту на рояле, а не на своем привычном инструменте – оркестре.

Опера вернулась на концерт в виде одного из самых своих проникновенных и утонченных стилей – раннеромантического бельканто: солистка петербургского «Зазеркалья» Екатерина Курбанова спела арию из «Итальянки в Алжире», а солист Карельского музтеатра Чингиз Кадыров – хитовый романс Неморино из «Любовного напитка» — а их поддерживали маэстро Павел Бубельников и Валерий Воронин соответственно. Ну и как же без самой популярной (по сбывшемуся прогнозу Петра Ильича Чайковского) оперы всех времен и народов, без «Кармен»? Антрактом к ее третьему действию продирижировал вновь Евгений Бражник.

Легкие итальянские миниатюры, чарующие песни Россини и Тости исполнили под аккомпанемент Дмитрия Сибирцева солисты его театра «Новая опера» Анастасия Лепешинская и Георгий Фараджев. А зарубежными гостями концерта на этот раз оказались гости из Казахстана: скрипач Баграт Абильханов просолировал в «Медитации» из «Таис» Массне и «Грозе» из «Времен года» Вивальди, а оркестр аккомпанировал ему под управлением главного дирижера «Астаны-оперы» Абзала Мухитдинова.

Грандиозный марафон, настоящий праздник музыкального театра завершен. В следующем году он пройдет уже в пятый раз – справит свой первый маленький юбилей. Хотелось, чтобы это замечательное начинание жило долго и процветало, а будущий юбилейный «раунд» прошел с не меньшим размахом, чем нынешний.

Монолог культур События

Монолог культур

В Казани и Москве с размахом прошел Международный фестиваль современной музыки «МузТранзит: Восток–Запад»

Соло для уборщицы в лифте События

Соло для уборщицы в лифте

В Мультимедиа Арт Музея состоялся электроакустический концерт «Иное выражение человеческого» в рамках проекта «Геометрия звука»

Кёрлью ― путь забвения и надежды События

Кёрлью ― путь забвения и надежды

В рамках программы Года музыки Великобритании в России под сводами Англиканской церкви Св. Андрея состоялась московская премьера оперы-притчи Бенджамина Бриттена «Curlew River» («Река Кёрлью»), приуроченная к 55-летию со дня создания и первого исполнения

Десять лет эффективности События

Десять лет эффективности

Большой театр отметил юбилей Молодежной оперной программы гала-концертом