Weinberg. Clarinet music <br>Robert Oberaigner. Michael Schöch <br>Dresden Chamber Soloists. Michail Jurowski <br>Naxos Релизы

Weinberg. Clarinet music
Robert Oberaigner. Michael Schöch
Dresden Chamber Soloists. Michail Jurowski
Naxos

В декабре прошлого года исполнилось сто лет со дня рождения Мечислава Вайн­берга. К этой дате во всем мире его играли особенно активно: за весь 2019 год вышло не менее двадцати CD с его музыкой. Не схлынет ли энтузиазм исполнителей, как только кончится юбилейный год? Хочется надеяться, нет.

На диске, выпущенном лейблом Naxos, собраны сочинения с участием кларнета, где главная роль – у Роберта Оберайгнера, солиста Дрезденской Госкапеллы. Камерную симфонию № 4 (1992) прежде издавали не менее четырех раз, Сонату для кларнета и фортепиано (1945) – не менее восьми, и только Концерт для кларнета и струнных (1970) записан всего во второй раз. Им открывается диск. Маэстро Михаилу Юровскому уже доводилось исполнять Вайн­берга за пультом Дрезденской капеллы, здесь же ее музыканты под управлением патриарха дирижерской династии объединились под именем «Камерные солисты Дрездена». Этот состав сложился на ежегодном летнем фестивале Шостаковича в Горише – месте в Германии, где Шостакович не раз бывал и именно там создал Восьмой квартет.

Разговора о влиянии Шостаковича не избежать и здесь (соната не обходится без цитаты из его Прелюдии № 16), но в каждом из трех сочинений Вайнберга на первом месте – его индивидуальность, выраженная и в мелодизме, и в интонационном строе, и в парадоксальности драматургии. Кларнетовый концерт построен по традиционной схеме, где быстрые части обрамляют медленную, но если в первых минутах финала почерк Вайнберга сконцентрирован до предела, то затем вдруг следуют две минуты громкого, бравурного мажора, ненадолго прерванного задумчивой каденцией кларнета. Концерт великолепно исполнен и записан, однако Allegretto остается загадкой – то ли фига в кармане, то ли надежда на то, что у сочинения с таким финалом больше шансов на исполнение.

Почти полвека отделяет Кларнетовую сонату от Камерной симфонии  № 4 – последнего завершенного сочинения Вайнберга, которого он уже не услышал. Камерная симфония не слишком типична для поздних опусов композитора и даже построена по схожему с сонатой принципу: обе завершаются парой тихих медленных частей, обманывая ожидания слушателя там, где он ждет подвижного финала. В симфонии обращает на себя внимание характерная для Вайнберга вторая часть, близкая к музыке клезмер, но подлинный центр сочинения – третья и четвертая части, где кларнет ведет с низкими струнными столь негромкий и интимный разговор, что представляешь себе эту музыку в исполнении меньшего состава. Важное добавление к дискографии Вайнберга.