Y SO SRS / <br>Как неважно  быть серьезным События

Y SO SRS /
Как неважно быть серьезным

Владимир Юровский, Симфонический оркестр Берлинского радио и Томас Хэмпсон выступили в Берлинской филармонии

Владимир Юровский – ​дирижер, который ничего не делает просто так. И если уж начинает концерт 45-й, «Прощальной» симфонией Гайдна – ​значит, точно что-то имеет в виду.

Глядя на программу, можно предположить, например, прощание со стилями: следом песни Малера на стихи Рюккерта (едва ли не квинтэссенция позднеромантической оркестровой песни) и одно из самых знаменитых сочинений нашего современника Бретта Дина, «Vexations and Devotions». Бретт Дин – человек XX века до мозга костей, переживший все «пост-» и «постпост-» и выбравший для себя те средства и методы, которые вне традиций и идеологий любопытны лично ему.

Если взглянуть чуть глубже – здесь видится программа работы Юровского с Радио-оркестром в целом. Бретт Дин, закрывающий программу, – композитор-резидент Симфонического оркестра Берлинского радио и, конечно, товарищ Юровского (вместе они подготовили мировую премьеру оперы Дина «Гамлет» в Глайндборне два года назад); Малер был изгнан из репертуара оркестра Мареком Яновским, предшественником Юровского на посту музыкального руководителя коллектива. И прощание, надо думать, со старыми форматами – у Юровского очевидно большие планы.

Всё это верно и неверно. Камерный состав оркестрантов вышел на сцену, пряча улыбки, и вместе с Юровским они провели исполнение как хорошую шутку – перемигивались музыкальными фразами, как знакомыми, но не стареющими анекдотами. Театральность финала «Прощальной» пустила корни в предыдущие четыре части: оркестранты играли стоя, Юровский пританцовывал за пультом. Добродушный и надежный папа Гайдн обещал: вечер будет хорошим, и никакие проблемы – ни романтические страдания, ни социальные вопросы XXI века – не испортят нам настроения.

Пять песен Малера на стихи Фридриха Рюккерта принято исполнять с предельной серьезностью – этому способствуют и шумановская традиция, и захватанный паломниками нимб малеровских партитур, и, разумеется, словеса о любови, жизни, смерти, полуночи и уходе от мира. Однако Юровский и баритон Томас Хэмпсон выбирают репертуар не для того, чтобы покивать традиции, а чтобы сказать что-то от себя – потому что им всегда есть, что сказать.

Пять Рюккерт-лидер, выдернутые из «Семи песен последних лет», как нередко бывает при исполнении, собрались в цикл сами. Хэмпсон и Юровский изменили порядок песен: теперь сумрачная «Um Mitternacht» и патетическая «Ich bin der Welt abhanden gekommen» стали соответственно четвертой и пятой, а расслабленно очаровательная «Liebst du um Schönheit» – второй. Так задается контекст: «Blicke mir nicht in die Lieder» становится нежным разговором влюбленных, «Ich atmet’ einen linden Duft» – убаюкивающе блаженным отдохновением; поэтому и в «Um Mitternacht» на смену мистическому экстазу приходит любовное томление, а в «Ich bin der Welt abhanden gekommen» с, казалось бы, однозначно ограничивающим интерпретатора печальным текстом – упоение собственной тоской.

Оркестровка Малера устроена как камерная: здесь важна не оркестровая мощь, а разговор ансамблей. Под палочкой Юровского Малер зазвучал как Гайдн после грехопадения: почти так же компактно, но уже не так простодушно. Вместо привычных модернистских штрихов в оркестре – пастельное звучание духовых, вместо любовных драм – аутоэротизм.

Долгий перерыв в исполнении Малера и неизбежное выпадение из актуальных конвенций пошли Оркестру Берлинского радио на пользу, и даже несовершенная работа медных духовых здесь подчеркнула отсутствие переизбытка пафоса: партитура Малера для них не сакральная и оттого бессмысленная реликвия.

Сегодня Томас Хэмпсон – один из главных специалистов по Малеру не только как певец, но и как исследователь (в частности, он соредактор нового критического издания малеровских песен). Дух венской легкой жизни всё сильнее проникает в его трактовки Малера в последние годы. Внимание к мелочам и тщательность не отменяют свободы, и в этом смысле многократно задекларированная миссия Хэмпсона – сделать слышимым то, что написано пером – ровно в том, чтобы заменить буквоедство полетом. А для этого надо подняться над текстом, что возможно, только если ты изучил его в совершенстве. Как интерпретатор Малера Хэмпсон прошел все стадии – от пиетета до бравады, и остановился на дружбе и сотворчестве. Временная дистанция и поддержка опыта позволяют ему с Малером играть – как одному венцу с другим.

Хэмпсон пел, разумеется, по памяти, стоя рядом с дирижером. Если для Юровского и Радио-­оркестра Малер – не старший современник, а верный друг из прошлого (как, собственно, и Гайдн), то для Хэмпсона – обитатель насущной реальности, и его надломленный гедонизм – главная характеристика этой реальности. Малер Юровского–Хэмпсона – Малер для радости.

Так Юровский подвел слушателей к третьей части концерта: была шутка, была радость, пора заниматься постиронией. Для этого – Бретт Дин с двумя хорами (детским и смешанным взрослым), электроникой (механический голос из динамиков), театральностью в формате кантаты. И тут тоже опора на текст – потому что со времен Гайдна люди, пожалуй, разучились шутить без слов.

«Vexations and Devotions» – это, как смеется сам автор, социологическая кантата. Отражение нынешнего мира здесь и в технологии производства звука, где наравне – хоровое пение, речь и расширенные вокальные техники, звучание оркестра и работа звукоинженера; и в стихах, и даже в личностях современных поэтов Дороти Портер (открытой лесбиянки и язычницы) и Майкла Льюнига (живого национального достояния Австралии и автора едких сатирических комиксов), тексты которых использованы в кантате. Но всё это тоже задорно – Бретт Дин не пишет трагедию и даже горькую сатиру, а ухмыляется в седую бороду: эвона как мы все сложно живем, а между тем пришли в Филармонию и все ладоши себе отхлопали.

Мы все очень устали делать серьезные лица, как бы говорит нам Владимир Юровский; но с нами всё еще папа Гайдн, а значит ничего плохого не может случиться.

Дивный старый мир События

Дивный старый мир

«Балет Москва» показал спектакль «Прощай, старый мир!»

Путешествия по времени События

Путешествия по времени

Лиз Давидсен выступила перед публикой онлайн

Трижды всматриваемся в себя События

Трижды всматриваемся в себя

Барри Коски и его спектакли

По следам «Общества закрытых исполнений» События

По следам «Общества закрытых исполнений»

Традиционный «Европейский концерт» Берлинского филармонического оркестра планировался в Тель-­Авиве – как часть большого турне коллектива и как важная страница израильского визита Франка-­Вальтера Штайнмайера, Федерального президента ФРГ.