Я – ​в порядке События

Я – ​в порядке

В Московском международном доме музыки прима-балерина лондонского Королевского балета Наталья Осипова станцевала мировую премьеру своей программы «Легкое дыхание»

В конце 2011 года подобно грому среди ясного неба Наталья Осипова – к недоумению балетной общественности и отчаянию поклонников – покинула Большой театр, перебравшись в Петербург, в Михайловский театр. Балерина никогда не рассказывала, почему на взлете карьеры решилась на такой шаг. Но это всем было очевидно и понятно. Будучи безусловным лидером, она негласно оставалась Золушкой для тогдашнего руководства балета Большого. Ненасытная Осипова испытывала ограничения творческой свободы, ее кормили обещаниями, да что там говорить, в двух премьерных блоках «Спящей красавицы» ей тогда не нашлось места. В то же время, конечно, она хотела вырваться за рамки традиционных классических балетов, расширить современный репертуар и быть той, на которую бы ставили хореографы.

И она получила множество гостевых контрактов за рубежом. Стала примой Американского балетного театра, а затем и лондонского Королевского балета. Более того, она много танцевала в балетных труппах Ла Скала, Баварской государственной оперы, гастролировала по миру. Уже будучи в Лондоне, освоила немало современных постановок, участвовала в премьерах и собственных проектах в театре Садлерс-Уэллс.

Новый проект «Легкое дыхание» Наталья Осипова решила показать в ММДМ, несмотря на малоудобное для танца бескулисное устройство сцены с органом на ней и зрителями вокруг. Затея рискованная. Но балерина восприняла эту сцену как танцевальный ринг, как арену древнегреческого театра, бросив вызов и себе, и публике.

В программу «Легкое дыхание» Осипова включила, помимо станцованных уже ранее «Facada» («Удар ножом») и «Qutb», два премьерных сочинения – «I’m fine» («Я в порядке») и «Ne me quitte pas» («Не покидай меня»).

Осипова поясняет: «Тема любви мужчины и женщины в какой-то мере объединяет всю программу. Любовь – это всегда новый вдох, глоток свежего воздуха, сила и вдохновение. Знаменитый рассказ Ивана Бунина с тем же названием тоже о любви, страсти и убийстве из-за нее».

Лирический исповедальный дуэт «I’m fine» на музыку Нильса Фрама и Анне Мюллер поставил партнер Натальи Осиповой, пластически незаурядный танцовщик американец Джейсон Киттельбергер. В этом номере артисты практически не расстаются. Круговорот сложных поддержек, обильные касания головой друг друга, нежный диалог кистей рук и шеи рождают чувственное море желаний. Внешняя формула «Я в порядке», как обычно, скрывает интровертную драматургию смешанных переживаний. В данном случае мужчина и женщина искали пути взаимопонимания и активного сближения. И это было не просто пластическое повествование: танцовщики разыграли мини-спектакль. Они говорили глазами, телами и всем своим существом. Ненадолго дистанцировались и сближались вновь, притягиваемые безмерной силой любви.

Австралийка Мэрил Тэнкард сочинила для Натальи Осиповой пронзительный монолог «Не покидай меня» на песню Жака Бреля в исполнении Нины Симон. Танцовщица достигла такого уровня мастерства, что сумела языком тела и довольно-­таки скупыми движениями передать тончайшие всплески чувств, глубину переживаний и мысли. Она буквально в трех лейтмотивах (объятие рукой пустоты, всплески водопада длинных волос, мучительные движения с бегом от одиночества лежа на полу) излила свою душу.

Впервые представленная московскому зрителю работа «Qutb» Сиди Лярби Шеркауи (на сборную музыку), по словам самого постановщика, «исследует неизведанную и опасную территорию». Qutb – это и ось, и основание, и величайший заступник в суфизме. В балете трое – Наталья Осипова, Джейсон Киттельбергер и Робби Мур – воплощают и страдающих людей, и мифологических героев, и небесные светила. Ассоциаций множество, вплоть до любовного треугольника. В пряных и тягучих перетеканиях тел, в полифонии траекторий и в тройном сложении поддержек медитационного трио за техническое единение отвечал Киттельбергер, а сплачивающей осью общности была Осипова.

Наталья Осипова и Джейсон Киттельбергер

В дуэте их роли энергетически сравнивались, и гимнастические взаимодействия чудодейственным образом становились поэзией движения, свободным дыханием танца.

Но особенно зрители ждали известную трагикомедию Артура Питы «Facada» (композитор и исполнитель музыки Фрэнк Мун), которую Наталья Осипова уже показывала ранее в Москве в проекте Сергея Даниляна «Соло для двоих» с Иваном Васильевым. Интересно было увидеть спектакль с новым партнером Джейсоном Киттельбергером и новую хореографическую версию опуса.

Сюжет в жанре «магического реализма» – с изобилием символов, фантастическими картинами подсознания, с видениями, сюрреалистическими парадоксальностями, с черным юмором, элементами португальского фольклора, царящей атмо­сферой фадо – повествует о мстящей Невесте и о Женихе, сбежавшем от нее из-под венца.

Невеста, то ли действительно сойдя с ума, то ли в отчаянии и с горя очутившаяся на дне подсознания, обращается в современную мстительную виллису. Выплакав ведра слез и задушив обидчика, она исступленно отплясывает на столе-надгробии (над трупом Жениха) под фольклорную португальскую музыку. В этом монологе с «истерикой» ниспадающих волос, с всплесками рук, с остервенелым топотом ног и падениями на спину – и агония Избранницы, и последний танец Саломеи, и экспрессивный жреческий огонь пляски Никии.

В спектакле обновлены костюмы, изменены декорации, появилась новая Мать героини – эффектная брюнетка Микела Меацца, а главное – новый Жених, которому хореограф добавил пластического текста. Джейсон Киттельбергер, несколько сгладив острохарактерность персонажа, превратил его поистине в жертву злого умысла. Держится же спектакль в целом на харизме и энергетике Осиповой, отдающейся сполна и танцу, и страсти.

Балерина блистательно выдержала марафон всего вечера. Ведь передохнуть ей дали только Фрэнк Мун, исполнивший соло на бузуки, и американский танцовщик Робби Мур, впервые представивший свою миниатюру «In Pulse» на музыку Николаса Роберта Тайера.

Наталья Осипова неостановима: впереди премьеры – «Мама» Артура Питы по «Истории одной матери» Ганса Христиана Андерсена и моноспектакль «Two Feet» Мэрил Тэнкард о судьбе великой русской балерины Ольги Спесивцевой. А в Большом и Мариинке – «Дон Кихот».

Дивный старый мир События

Дивный старый мир

«Балет Москва» показал спектакль «Прощай, старый мир!»

Путешествия по времени События

Путешествия по времени

Лиз Давидсен выступила перед публикой онлайн

Трижды всматриваемся в себя События

Трижды всматриваемся в себя

Барри Коски и его спектакли

По следам «Общества закрытых исполнений» События

По следам «Общества закрытых исполнений»

Традиционный «Европейский концерт» Берлинского филармонического оркестра планировался в Тель-­Авиве – как часть большого турне коллектива и как важная страница израильского визита Франка-­Вальтера Штайнмайера, Федерального президента ФРГ.