Я – не робот Мнение

Я – не робот

Сможет ли искусственный интеллект в ближайшем будущем создать музыкальный шедевр?

Искусственный интеллект умеет не только анализировать данные, управлять автомобилем и совершать сложные финансовые операции, но и создавать произведения искусства. Сможет ли компьютерная программа написать настоящий музыкальный шедевр, и стоит ли человеку бояться, что его заменит алгоритм?

Композитор Эмили Хауэлл выпустила всего один альбом – «Из тьмы и света», но музыкальная общественность на появление ее опусов отреагировала неоднозначно. Многие критиковали произведения, некоторые указывали, что они даже не имеют права на существование и их нельзя исполнять на сцене. А все потому, что Эмили Хауэлл – компьютерная музыкальная программа, которая самостоятельно сочиняет современную классическую музыку и является детищем американского ученого и композитора Дэвида Коупа.

Первой «классической» музыкальной композицией, созданной искусственным интеллектом, считается трехминутная Сюита «Иллиака» для струнного квартета» (компьютер, с помощью которого она была написана, назывался «Иллиак»), которая вышла в 1957 году. Ее авторами являются программист Леонард Айзексон и ученый и композитор Лежарен Хиллер – именно он первым применил компьютерную программу для алгоритмической генерации музыки. В этом произведении, при создании которого компьютер опирался на правила теории музыки, прослеживается определенный музыкальный узор, но в целом композиция звучит как скрипичная какофония с повторяющимся сюжетом.

Более успешными по части звучания стали эксперименты упомянутого выше Дэвида Коупа, который «научил» искусственный интеллект анализировать существующие классические музыкальные произведения и на их основе создавать собственные. Так, с легкой руки ученого мы можем оценить, как могли бы звучать сегодня новые произведения Вивальди, Моцарта или Баха. Сам Коуп попытки искусственного интеллекта подражать великим композиторам посчитал никчемными и увидел больше перспектив в создании алгоритма, умеющего сочинять собственные уникальные произведения. Им и стала Эмили Хауэлл с ее видением современной классической музыки.

Конечный результат в виде готового музыкального произведения, который выдает компьютер, всегда зависит от изначально загруженных в него данных и представляет собой собранную из фрагментов композицию с существенными или не очень изменениями, как пояснил «Музыкальной жизни» инженер IT Сергей Белов. «Даже если появится какое-то интересное произведение, оно все равно будет некой комбинацией уже существующих музыкальных композиций, – добавил эксперт. – Это не будет чем-то уникальным, шедевром».

Действительно, на сегодняшний день ни одна попытка создать с помощью искусственного интеллекта творчески независимое музыкальное произведение не увенчалась успехом. Машина умеет пропускать через себя терабайты различных данных и выдавать определенный результат, но, в отличие от человека, у него не бывает озарения и ошибок, на которых, в общем, и строится уникальное искусство.

Ольга Бочихина

«Искусственный интеллект может предложить нам большее количество вариантов, чем это сделает автор, – отметила композитор Ольга Бочихина в разговоре с корреспондентом «Музыкальной жизни». – Но при этом результат все равно будет опосредован выбором, который сделает человек, работающий с этим искусственным интеллектом». Однако в работе живого композитора есть существенная особенность, которой нет у компьютера, считает Ольга Бочихина. Например, изучая произведения и черновики Бетховена, нам важно не только то, что он написал, но и то, от чего отказался. «В случае с искусственным интеллектом мы не будем иметь огромной части работы композитора, которая называется творческим поиском, – добавила Ольга Бочихина. – Конечно, если мы заранее запрограммируем машину, чтобы она выдала нам “что-то бетховенское, мы получим какой-то музыкальный ряд. Но бетховенского мышления мы не получим».

Композитор также отметила, что создание музыкального произведения всегда направлено в неизвестность, это не готовая вещь, это скорее результат «сбоя в программе». А где неизвестность, там и отклонения от курса, которые и делают произведение уникальным: «Там, где есть ошибка, возникает лакуна. Композитор с удовольствием погружается в нее, поскольку это еще никем не изведано, не прожито. Когда композитор нащупывает нечто, что его притягивает и ведет за собой, становясь навязчивой идеей, он в некотором смысле уподобляется животному, идущему по нюху. И вот это ощущение гонки за миражом не имеет ничего общего с работой по готовой формуле. Поэтому искусственный интеллект, видимо, должен поставить перед нами заново вопрос о том, что же такое композиция, и где в этой истории место автора».

Музыке, созданной искусственным интеллектом, пока далеко до сочинений великих классиков, тем не менее его влияние на музыкальную индустрию нельзя недооценивать. Так, Warner Music – один из крупнейших в Америке игроков на рынке звукозаписи – заключил контракт с исполнителем-алгоритмом Endel. Нейросеть создает музыкальные композиции под настроение пользователя, причем алгоритм учитывает не только эмоциональный фон человека, но и его местоположение, время суток, частоту сердцебиения, а также цели, под которые генерируется музыка – занятия спортом, медитация, фоновое звучание и так далее. Самые удачные треки соберут в альбомы и сделают доступными для скачивания для всех. Всего Endel должен «записать» двадцать дисков.

Ранее американская певица и актриса Тэрин Саузерн выпустила альбом «I AM AI» («Я – искусственный интеллект»), все треки на котором созданы в соавторстве с компьютерной программой под названием Amper. Уникальность проекта заключается в том, что данная нейросеть не нуждалась в правках со стороны человека – искусственный интеллект сам формировал структуры используемых аккордов и подбирал нужное ему звучание. «Живому» музыканту оставалось только при желании немного поработать с ритмом и стилистикой.

Добиться такой автономности удалось с помощью наиболее перспективной на сегодняшний день технологии машинного обучения. Ее суть заключается в том, что искусственный интеллект анализирует в моменте музыку, которую исполняет музыкант, и может продолжить за него с того места, где останавливается человек. Впечатляющие «успехи» в этой области продемонстрировала компьютерная программа Alice: искусственный интеллект научился не только анализировать то, что музыкант будет играть дальше, но еще и импровизировать.

По мнению Сергея Белова, технологии с использованием искусственного интеллекта, генерирующего музыку, уже серьезно отра­зились на музыкальной индустрии, причем не в сторону исполнителей. Созданная с помощью алгоритмов музыка вовсю используется для саундтреков к фильмам и сериалам, а также в качестве аудиосоставляющей к рекламе. «Сгенерировать с помощью компьютера музыку намного проще и дешевле, чем обращаться к живым авторам, – добавил эксперт. – И эти композиции пусть и не уникальны, но вполне неплохие».

Робот-гуманоид YuMi на один вечер возглавил филармонический оркестр в Италии и справился с задачей не хуже дирижера с мировым именем

Интерес в этом смысле представляет проект Artificial Intelligence Virtual Artists (AIVA) – данная нейросеть способна создавать не просто сгенерированные определенным образом треки, а эмоционально окрашенные персонифицированные композиции для фильмов, рекламных роликов и видеоклипов. Искусственный интеллект «изучил» огромную базу музыкальных партитур великих композиторов и вывел некую математическую формулу того, чем же является музыка. На этом поприще AIVA добился бóльших, чем его собратья по искусственному интеллекту, успехов: нейросеть признана виртуальным композитором, и ее работы зарегистрированы в обществе авторских прав SACEM.

Ольга Бочихина напомнила, что годами ранее многочисленные дискуссии строились вокруг появления электроакустической музыки – может ли она «превзойти» инструментальную, а колонка на сцене – заменить человека. Поэтому споры вокруг возможностей искусственного интеллекта создавать уникальный продукт, отмечает композитор, – некое продолжение разговора о том, что является искусственным, а что нет. «Долгое время человек был единственным созданием, которое, как высочайший интеллектуал, способно объяснять вещи, упорядочивать их, создавать иерархии и прочее, – сказала Ольга Бочихина. – Однако с появлением искусственного интеллекта встал вопрос: а где должен быть автор? Если говорить с точки зрения того, что машина может дать композитору, то, наверное, это будет лежать в области поиска себя автором в творчестве. Может, это откроет какую-то необыкновенную новую выразительность художественного творчества, возвращение к человеку на новом уровне, которого мы ждем».

Но пока искусственный интеллект не только не отбирает хлеб у музыкантов, но и помогает им зарабатывать. Дело в том, что нейросеть можно использовать не только для генерирования треков, но и в качестве альтернативы дорогостоящему звукозаписывающему оборудованию. Компьютер может помочь музыканту улучшить качество звука записи, отфильтровать шумы и добавить гармонии, вывести непрофессионала на новый уровень. Ну а если у композитора вдруг пропадет вдохновение – искусственный интеллект сгенерирует идеи или доделает работу за него.

 

 

Только вперед Мнение

Только вперед

Завершился Второй всероссийский конкурс композиторов Avanti

Шахматная доска оперной Европы Мнение

Шахматная доска оперной Европы

Баварская опера – накануне судьбоносных перемен: две ключевые фигуры, два важнейших игрока на узкой шахматной доске оперной индустрии, один за другим покидают Мюнхен

Гусь медведю не товарищ? Мнение

Гусь медведю не товарищ?

В Большом театре состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» Чайковского

Любой из нас – динозавр Мнение

Любой из нас – динозавр

Мартынов – ​о композиторах, композиторы – ​о Мартынове