Эпоха Возрождения: О чем говорят композиторы? События

Эпоха Возрождения: О чем говорят композиторы?

В 11 городах России по инициативе Союза композиторов прошли концерты современных авторов разных поколений. Ниже мы публикуем впечатления и мнения о прошедших событиях

В Москве фестиваль открывался 14 мая выступлением петербургского «МолОт-ансамбля» в Прокофьевском зале Российского национального музея музыки, в стенах которого параллельно прошел вернисаж фотовыставки «История Союза композиторов в фотографиях».

А на следующие дни состоялись две творческие встречи в Музее С. С. Прокофьева. На первой общались председатель Союза композиторов Алексей Рыбников с основателем его молодежного отделения МолОт Ярославом Судзиловским и сравнивали положение композитора в советские годы и в настоящее время. Композитор Александр Маноцков и его коллега поэт Михаил Чевега на второй встрече в рамках авторского проекта Петра Поспелова #Нелекторий «Петя и волки» не только разговаривали, но пели песни и читали стихи.

«Я тебе, конечно, верю», «Я тебя никогда не забуду» и другие хиты Алексея Рыбникова вспомнят без затруднения все, кому 18+. Дело не в цензуре: на его песнях из добрых лирических советских фильмов выросло целое поколение детей и взрослых, и напеть хотя бы одну его мелодию не составит труда. Музыка Рыбникова вошла в репертуар любимых ностальгических хитов, а сам автор не так давно был назначен председателем Совета союза композиторов России. Правда, статус этой организации сильно изменился с советских времен: к примеру, в 14 лет Алексею и его семье выделили квартиру, когда Тихон Хренников увидел ноты талантливого мальчика, и это не был исключительный случай – Союз тогда имел возможность предоставлять жилплощади и делать другие бонусы.

О почете композиторов, подъезжающих на черных машинах, и о величине Союза душевно беседовал автор знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось» с коллегой поколения 2000-х годов Ярославом Судзиловским на публичной дискуссии. Тему для обсуждения в рамках масштабного Всероссийского фестиваля выбрали соответствующую – глобальную и злободневную: «Композитор в России: вчера, сегодня, завтра». И вполне очевидно прорисовали линию: быть композитором «вчера» считалось престижным, а «сегодня» пункта «композитор» нет даже в общем реестре профессий; «вчера» существовала культура слушания музыки в концертных залах, «сегодня» она утрачена, и ее вновь нужно воспитывать. Участники встречи в итоге сошлись в необходимости возобновления традиции заказов новых произведений фестивалями и различными оркестрами, по аналогии с опытом иностранных коллег.


Алексей Рыбников и Ярослав Судзиловский

В диалоге двух председателей Союза (основного и молодежного отделений) сквозила ностальгическая нотка, может и не нарочно, поэтизирующая былые времена. Зияющий разрыв между прошлым и настоящим с точки зрения статуса композитора и финансового обеспечения и правда очень заметен, но обратная сторона медали была и тогда, есть и сегодня.

Когда говоришь о могуществе Союза – подразумеваешь интерес государства, со всеми вытекающими – как оплату заказанных сочинений, так и жесткую цензуру. В дискуссии об этом речь зашла лишь отчасти, в контексте воспоминания об увлечении молодого Рыбникова рок-культурой, которое привело к расторжению их взаимодействия с официальной организацией композиторов. Но взять, к примеру, сочинения современных авторов, которые показал на встрече Ярослав Судзиловский, – Настасьи Хрущёвой, Ивана Абрамова, Эльмира Низамова, Александра Хубеева, да и самого Судзиловского. Они совсем разные по языку, но вряд ли многие из них позволили бы в принципе исполнять в то время. Фонемы-ячейки, почти не связанные со смыслом слова, скрипы и скрежеты в перформативном действии, покрикивания – всё это мало укладывается в представления о прекрасной мелодии, противодействии мажора и минора, а, значит, не согласуется и с потребностями широкой публики.

Развитие музыкального языка приводит к проблеме восприятия совсем незнакомой музыки, требующей от слушателя поиска других рецепторов для осмысления звуков. Взращивание нового типа слушателя – едва ли не главная задача сегодня не только для обсуждения, но для конкретных действий в виде проектов и лабораторий, причем для самой разной аудитории: самих музыкантов, для публики концертных площадок и филармоний, посетителей галерей и театров. Пока новая академическая музыка самоизолируется, загадочные люди-композиторы по-прежнему будут нужны только специализированно-интересующимся и нескольким счастливчикам, попавшим в нужные круги. Отдельные шаги в этом направлении уже появляются, и, видимо, эту тенденцию будут углублять.

Творческая встреча во второй день фестиваля Союза композиторов – как раз подобный шаг к сближению публики и создателей непривычных сочинений. Гостями стали два «волка» – по терминологии #Нелектория – поэт Михаил Чевега, редкий гость в музыкальной среде, а также разновекторный композитор Александр Маноцков, пишущий и песни, и оперы, и ансамбли, и даже звуковой перформанс для дебаркадера, плывущего по Енисею, с хором и оркестром в количестве около 150 человек.

Петя Поспелов «волков» не побоялся и собрал их в музее Прокофьева, следуя своему давнему желанию. Впрочем, как оказывается, волки – не такие уж волки, а увлеченные творческие люди, да и Петя – вполне себе Пётр Глебович, зубастый критик, который второй раз проводит проект #Нелекторий «Петя и волки». На первом событии цикла состоялась презентация книги рецензий Екатерины Бирюковой «Три героя моего времени» о Теодоре Курентзисе, Владимире Юровском и Дмитрии Чернякове, с приятно-забавным сюрпризом в виде музыкального памфлета от Поспелова, написанного на тексты Бирюковой.

На этот раз петь, играть и рассказывать стихи пришлось самим гостям. Михаил Чевега справлялся с собственными стихами сам, периодически переходя в декламирование в духе греческого рапсодирования, а песни в исполнении Александра Маноцкова чередовались с вокалом артистки Молодежной оперной программы Большого театра Евгении Асановой, под сопровождение постоянной команды композитора – струнного Кураж-квартета.

Стихи Михаила Чевеги оставляют в памяти ощущение свежести и оптимизма: с любопытством наблюдаешь, как милые иронические зарисовки, словно записанные на полях, разукрашены забавными фонетическими играми, к тому же таким внимательным наблюдателем окружающего мира, как наш автор. Песни Александра Маноцкова вызывают те же приятные эмоции, а запоминаются не меньше песен Алексея Рыбникова: услышанная раз – мелодия останется жить в вашей голове минимум на неделю, но одного раза мало для прослушивания – ее хочется включить и второй, и третий, и тут уже прогноз воздействия может длиться непредсказуемо долго.

Впрочем, песни – это скорее отдохновение: Маноцков давно зарекомендовал себя как известный композитор на крупных оперных, театральных и концертных площадках. На встрече в Музее С. С. Прокофьева он подробно рассказывал о своем последнем оперном проекте «Сны Иакова, или Страшно место» в городе-селе Свияжск, расположенном на одноименном острове неподалеку от Казани. Сама история места совпала с любимым постмодернистским принципом Маноцкова – палимпсестом. Наложение новых историй поверх старых, как в старинных пергаментах, часто возникает у него еще на стадии создания либретто: вместе аккумулируются события и образы из разных исторических точек, на что отзывается и музыка.

Свияжск же сам по себе палимпсест: изначально здесь долгое время были монастыри, во время сталинских репрессий место превратилось в очередное ссыльное пристанище, затем стало тюремной колонией, а еще позже – психиатрической лечебницей. Такой набор Маноцков и собрал в единый смысловой комплекс, сам выступив и в качестве режиссера, и художника на проекте. Молодые юноши-певцы в белых костюмах – то ли святые, то ли сумасшедшие, то ли заключенные – всё сплавляется под общим знаменателем.

«Говорящий композитор – дело мне лично чуждое и противоестественное», – сказал Маноцков еще в начале выступления. Спорить сложно, но нельзя переоценить эффект соприсутствия с автором, со-общения с ним, помогающих рождению новых мыслей, нахождению ключей к дешифровке смыслов и появлению доверия к нему и его творчеству. Пётр Поспелов и Союз композиторов России начали важное дело, организуя подобные встречи и дискуссии, и, если удастся вовлечь в них больше зрительской аудитории и самых разных участников, разговоры постепенно перейдут в конкретные результаты, обеспечивая композиторам их «завтра».

Сочельник с Бахом События

Сочельник с Бахом

В канун Рождества наступившего года в Москве прозвучала Рождественская оратория Баха под управлением Владимира Юровского, с участием Госоркестра России имени Е.

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»