Йоханнес Крайдлер: Только гении могут позволить себе лениться Персона

Йоханнес Крайдлер: Только гении могут позволить себе лениться

Уместить все симфонии Бетховена за одну секунду, озвучить индекс Доу–Джонса или заказать партитуру индийскому программисту вместо того, чтобы писать ее самому – Йоханнес Крайдлер известен нестандартными подходами к композиторскому делу, концептуальными опусами и фееричными лекциями во время Дармштадтских летних курсов новой музыки. В сентябре он станет профессором композиции и теории в Базельской академии (Musik-Akademie der Stadt Basel). О том какую музыку должен продемонстрировать его потенциальный студент, есть ли шансы у молодых российских авторов, а также чему можно научиться у enfant terrible мира современной музыки спросил Владимир Жалнин.

ВЖ Как получилось, что вы решили преподавать?

ЙК Я вырос в семье двух учителей, поэтому обучать кого-то у меня в крови. Сейчас хочу делиться своими знаниями и идеями с молодыми композиторами. Кроме того, любой учитель всегда чему-то учится у своих студентов.

ВЖ По какому принципу будут строиться ваши занятия в Базельской академии? Это лекционные курсы или индивидуальные занятия?

ЙК И то, и другое. Будут индивидуальные занятия, семинары и, конечно же, конкретные проекты. На семинарах мы будем анализировать музыкальные произведения (в основном начала XXI века), а также обсуждать работы и проекты студентов. Также я прочту курс под названием «Эстетика настоящего», где мы рассмотрим современные художественные практики, включая область визуальных искусств, веб-дизайна и даже среду для конструирования веб-приложений. Отдельно поговорим о том, каковы особенности эстетических проявлений современного искусства и какой «дух времени» за этим можно увидеть, а главное – как все это может трансформироваться в звук и быть музыкой. В свою очередь это отсылает к социальным и политическим вопросам эстетики звука и музыки. Для меня будет важно устраивать ридинг-группы – читать вместе тексты по философии и теории медиа, а затем вместе обсуждать их.

ВЖ Вы считаете себя строгим педагогом?

ЙК Я могу быть строгим. Чтобы стать профессиональным композитором необходимо усердно работать над собой. Позволить себе лениться могут разве что гении. И, честно говоря, в моем окружении нет ни одного лентяя. Если вы учитесь у меня, нужно быть энергичным и работать с полной отдачей. Арнольд Шёнберг был готов преподавать Кейджу и не брать с него платы с одним лишь условием – его ученик полностью посвятит себя искусству. Вот то, чего я жду от моих студентов.

ВЖ Какую музыку должен продемонстрировать ваш потенциальный студент?

ЙК Это должно быть что-то оригинальное, я бы даже сказал инновационное. Быть креативным – еще один девиз моего обучения. Можно ли сгенерировать идею? По мне, это такая вещь, которая вполне может быть профессионализирована.

Йоханнес Крайдлер (р.1980) – немецкий композитор, концептуалист и медиа-художник. С 2000 по 2006 изучал композицию у М. Шпалингера, электронную музыку у О. Финнендаля и М. Майгуашки в Высшей школе музыки Фрайбурга и Гаагской королевской консерватории. Является одним из самых ярких представителей европейского концепт-арта.

ВЖ Как вы оцениваете молодых композиторов из России? Есть ли у них шансы попасть в ваш класс?

ЙК Конечно, есть. В 2013-м я давал мастер-класс в Нижнем Новгороде, где услышал несколько потрясающих студентов из России и Украины. Позже я познакомился с некоторыми вашими ребятами во время преподавания на Дармштадских летних курсах новой музыки. Мой композиторский класс открыт для всех. Главное – это индивидуальность, ну и чтобы человек мог говорить на немецком или английском.

ВЖ Что вы думаете о современной музыке, которую пишут ваши европейские коллеги? Эпоха концептов продолжается?

ЙК Концептуализм, мультимедиа, перформанс, микротоновые эксперименты и электронная музыка – все это важные темы для Новой музыки. Каждый из этих векторов получает свое оригинальное развитие сегодня.

ВЖ Преподавая в Базеле, вы, вероятно, будете работать и над собственными проектами? Над чем работаете сейчас?

ЙК Уверен, что смогу балансировать между преподаванием и сочинением. В настоящее время я работаю над новой пьесой для музыкального театра. Премьера пройдет в сентябре в Berliner Volksbühne. Также в ближайшем будущем более масштабная работа – 45-минутный фильм с музыкантами для Donaueschinger Musiktage в 2021 году.

Тимур Зангиев: Стараюсь смирять свое «я» и максимально раскопать то, что хотел сказать композитор Персона

Тимур Зангиев: Стараюсь смирять свое «я» и максимально раскопать то, что хотел сказать композитор

19 сентября в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – новинка, премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского, осуществляемая как копродукция с фестивалем Экс-ан-Прованс.

Мирослав Култышев: Жду осуществления мечты – сыграть все концерты Чайковского
Персона

Мирослав Култышев: Жду осуществления мечты – сыграть все концерты Чайковского

ЛЯЙСАН САФАРГУЛОВА: <br>Оперному режиссеру необходима работа с партитурой Интервью

ЛЯЙСАН САФАРГУЛОВА:
Оперному режиссеру необходима работа с партитурой

Эта девушка, режиссер Башкирского оперного театра, сразу обратила на себя внимание нетривиальными режиссерскими решениями, но при этом не вычурными, не вампучными, а осмысленными, ироничными.

Ирина Никитина: У музыкантов более глобальное понятие мира Интервью

Ирина Никитина: У музыкантов более глобальное понятие мира

Президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина образцово-показательно ведет свой петербургский фестиваль с момента создания, знакомя российскую и зарубежную публику с будущими мировыми звездами академической музыки.