Юбилей с выпендрежем События

Юбилей с выпендрежем

«Чтоб Рахманинов пошел, огурцы поставь на стол, чтобы за Шопена сесть – ​надо помидорку съесть». С таким напутствием от фольклорного казацкого ансамбля «Вольница», с шутками и прибаутками отметил свое 50-летие пианист Борис Березовский.

Его традиционный январский концерт в Московской филармонии в этот раз из обычного клавирабенда превратился в шоу – в хорошем смысле этого слова. За парадность и праздничность в Концертном зале имени П. И. Чайковского «отвечал» ведущий Петр Татарицкий. Но юбиляр то и дело «перехватывал» микрофон и общался с публикой, рассказывая, почему выбрал то или иное сочинение. Скажем, перед исполнением Токкаты Шумана объяснил, что с этим сочинением впервые выступил в школьном концерте. Правда, осталось ощущение, что с тех пор он ее особо и не повторял… Зато блеснул в Фантазии «Исламей» Балакирева, которая действительно стала «визитной карточкой», и в этот вечер им была сыграна в память о маме, Любови Борисовне. А «Елку» Ребикова – милый салонный вальс из оперы – пианист посвятил сидящему в зале папе, прекрасному детскому педагогу, «который много сил положил, чтобы я тут перед вами выпендривался сейчас», – как самокритично сообщил Борис.

Семья у него действительно потрясающая – творческая, талантливая. На сцену КЗЧ дали выйти молодым представителям династии: племяннице Софии Каландадзе, юной арфистке, и старшей дочери Эвелине Березовской, пошедшей по стопам отца. Она со вкусом и прекрасно технически сыграла одну из пьес цикла «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса» Мессиана. В ее интерпретации акцент был сделан не на медитативность, а на салонные корни музыки (что не всегда очевидно), с этими романтическими секстовыми ходами, вальсовыми оборотами. Стало понятно, что имел в виду Стравинский, говоря о Мессиане, что «это венский торт, посередине которого сидит Массне».

Известный своей непредсказуемостью, Березовский и в этот раз оправдал репутацию, не дав заскучать публике: переставлял местами участников, вместо заявленного Листа сыграл подборку фортепианных пьес Грига. Пусть не поражающих виртуозностью (а почему, собственно, надо все время делать ставку на «быстро и громко»), но очаровывающих свежестью мелодий и национальными ритмами.

Событий в праздничном концерте было предостаточно: тут и цимбалистка Екатерина Анохина, и два наших лучших молодых скрипача – Никита Борисоглебский и Павел Милюков, альтистка Дарья Филиппенко, и пианист Александр Гиндин, с которым Березовский на два рояля «взлабнул» регтаймы (нет, играли очень интеллигентно!). А под конец пришел черед фольклору, которым уже довольно давно увлекся Борис Березовский (сам, кстати, в качестве хобби поигрывающий на балалайке). Как худрук фестиваля «Музыка Земли», он пригласил яркие народные коллективы – кроме упомянутой «Вольницы», голосистый детский ансамбль «Ерёма», ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», с которым даже спел сам. Молодой баянист Айдар Салахов «завел» публику своей почти эротичной манерой исполнения (кстати, поздравил Бориса фантазией собственного сочинения). А «Мадригал» побаловал слушателей европейским средневековьем. Программа показала нам главное в юбиляре – его открытость ко всему интересному, яркому, без снобизма и звездности. Он и выходит на сцену в образе «своего парня», без всяких фраков и бабочек, но почему-то сразу становится понятно: это Артист – каких немного.


Алексей Шалашов,
директор Московской филармонии

Березовский – музыкант и пианист огромного таланта, но дело не только в этом. Невероятный дар Бориса, о котором следует сказать, – удивительная искренность и честность его творчества, в котором нет ничего придуманного и искусственного. Он естественно и органично отбрасывает все лишнее – ненастоящее, неталантливое, неискреннее. Его игра, вне зависимости от характера музыки, всегда необычайно гармонична, и эта гармония захватывает всех, кто его слушает.

 

Александр Чайковский,
композитор, художественный руководитель Московской филармонии

Борис Березовский, считаю, выдающийся музыкант, в первую очередь музыкант, а потом уже пианист. Примечательная, оригинальная и совершенно непредсказуемая личность. Можно много говорить о его интересах, которые часто ставят меня в тупик. То он хочет поставить спектакль и сам в нем играть, то вдруг погружается в литературу Венечки Ерофеева, то снимается в кино у Гордона, то занят архитектурными проектами для творческих людей, то создает замечательный фольклорный фестиваль… Если говорить о его музыкальных пристрастиях, то вызывает уважение, что он пытается вернуть творчество забытых композиторов, таких как Метнер, Балакирев, и играет их так, что мы изумляемся, что прошли мимо них. С другой стороны, он всегда устремлен в новое, в современность. Мне было бы интересно увидеть, куда повернет его стезя… Если говорить о Березовском-пианисте, то считаю, что сегодня он – один из лучших пианистов мира, один из лучших пианистов XX – начала XXI века. Каждый раз, когда я попадаю на его концерты, удивляюсь изумительным звучаниям и неожиданно нежным, невероятно дымчатым созвучиям, которые выходят из его огромных рук. Я до сих пор помню концерт в Большом зале консерватории, когда он играл испанцев, Альбениса, Гранадоса, это было что-то феерическое по звуку. Я желаю ему здоровья, и чтобы так же его «шатало» из стороны в сторону, потому что это, наверное, способ его самовозрождения, дающий ему каждый раз обрести новый взгляд на мир.

По следам «Общества закрытых исполнений» События

По следам «Общества закрытых исполнений»

Традиционный «Европейский концерт» Берлинского филармонического оркестра планировался в Тель-­Авиве – как часть большого турне коллектива и как важная страница израильского визита Франка-­Вальтера Штайнмайера, Федерального президента ФРГ.

Чем дальше — тем ближе События

Чем дальше — тем ближе

Ensemble Modern в проекте «On air»

Победа над изоляцией
События

Победа над изоляцией

Завершилось голосование по интернет-конкурсу «Чайковский из дома»

На домашнем. Саундтрек самоизоляции События

На домашнем. Саундтрек самоизоляции

К концу марта 2020 года стало понятно, что коронавирус останется в нашей жизни чуть дольше, чем хотелось бы.