Юлия, Миша и два Михаила События

Юлия, Миша и два Михаила

Михаил Плетнёв выходит на сцену медленнее, чем его шустрые коллеги, зато и послевкусие остается долгим. Так и на этот раз: вещи Сен-Санса и Скрябина, сыгранные в день открытия, остались в ушах – ​благо оркестр играл безо всякого послеотпускного синдрома, четко и ладно.

Плетнёв обычно предпочитает исполнять хрестоматийные вещи, поэтому программу открытия можно счесть состоящей из редкостей. «Пляска смерти» Сен-Санса прозвучала изящно и светло, разве что ксилофон и перестроенная на тритон скрипка Алексея Бруни внесли долю макабра. Миша Майский исполнил Первый виолончельный концерт Сен-Санса так проникновенно и свободно, что благодарная публика не захотела отпускать его без биса и была награждена густохроматической Сарабандой из до-минорной Сюиты Баха.

Первую симфонию Скрябина кроме Плетнёва мало кто играет, и эту партитуру, хранящую следы всевозможных влияний – от Вагнера до Танеева, мы уже у Плетнёва слышали. Он снова провел ее, с неафишированным упоением, наизусть – и впрямь это, наверное, одно удовольствие – показывать вступления солистам оркестра, играющим с таким смаком и мастерством. В финале Скрябин присоединяет к оркестру хор (капелла Юрлова) и солистов (меццо-сопрано Полина Шамаева и тенор Юрий Ростоцкий), чтобы воспеть отнюдь не Бога, а дело, творимое человеком, – искусство. Почему не воспринять такой пафос с добрым юмором? Исполнение Плетнёва, светлое и спокойное, вполне соглашалось с таким вариантом оценки.

Во втором концерте фестиваля место за дирижерским пультом занял Михаил Шехтман (ранее бывший Михаилом Антоненко), под чьим руководством оркестр играл так же почтительно и отзывчиво, как и с шефом. Героиней концерта была Юлия Лежнева, одна из наших лучших барочных певиц, теперь успешно расширяющая свой репертуар. Отлично получилась у нее, например, такая редкость, как концертная ария «Infelice» («Несчастная») Мендельсона из нескольких разделов, где нашлось место и горестной тоске, и виртуозной бравуре. Приветливая артистка всегда замечает, когда кто-то из ее партнеров играет хорошо, и даже делает одобрительные знаки публике – а Татьяна Поршнева сыграла соло скрипки так чисто, как редко услышишь у оркестровых концертмейстеров. Арии Россини из «Девы озера» и «Зельмиры» стали демонстрацией отменной вокальной техники, как и ария «Laudamus te» Моцарта. Отдохнуть от колоратур позволила проникновенная «Ave Maria» Шуберта.

Вокальные номера, как водится, перемежались с оркестровыми, и в них Михаил Шехтман выдал целое дирижерское портфолио. Если увертюры к «Эгмонту» Бетховена или «Сороке-воровке» Россини слушаются в качестве разогревающих или промежуточных номеров вполне конвенционально, то исполнить в ходе вокального концерта Адажиетто из Пятой симфонии Малера или финал Четвертой Чайковского – вызов всем стандартам.

Еще одним вызовом стало бисовое «третье отделение», где Российский национальный оркестр сузился до барочного состава и получил в добавление гитару. Юлия Лежнева спела то, что выходит у нее особенно блестяще, – арии барокко: виртуозную арию из «Гризельды» Вивальди, божественно медленный хит Генделя «Lascia la spina» и снова бравурную арию из «Артаксеркса» Броски.

В следующих концертах фестиваля выступят Владислав Лаврик в качестве дирижера – не только с оркестром, но и с джазовым квинтетом Игоря Бутмана, Плетнёв проведет Одиннадцатую Шостаковича и «Пер Гюнта» Грига (то и другое не в первый раз), а на закрытии компанию Плетнёву в Первом концерте Шостаковича составит Люка Дебарг. Закончится фестиваль «Симфоническими танцами» Рахманинова, предлагаю послушать их вместе.

На верхнем фото: Как всегда Юлии Лежневой прекрасно удались арии барокко

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»

Не на небе – на земле События

Не на небе – на земле

Иван Васильев поставил «Конька-Горбунка» в Башкирском театре оперы и балета