Персона

Юрий Кочнев: Люди, которые знают, что делают, не боятся провала

Юрий Кочнев: Люди, которые знают, что делают, не боятся провала

В программе XXXI Собиновского фестиваля в Саратове – мировая премьера на известный сюжет. Художественный руководитель Саратовского академического театра оперы и балета, народный артист России Юрий Кочнев (ЮК) рассказал о фестивале Александру Демченко (АД).

АД Юрий Леонидович, тема фестиваля – литературные шедевры в русской музыке. Какое событие, на ваш взгляд, будет наиболее интересным?

ЮК Каждый Собиновский фестиваль всегда неповторим по тематике и этим интересен. Но магистральным событием, «задавшим тон» всему фестивалю в этом году, станет мировая премьера балета «Вешние воды» Владимира Кобекина.

АД Чем вызван интерес к тургеневской теме?

ЮК В 2018 году отмечается 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, и так сложилось, что именно сейчас Кобекин написал первый в своей жизни балет. Все мы знаем его как успешного оперного композитора, его часто ставят во многих московских театрах. В 2007 году Саратовский театр оперы и балета привозил на «Золотую Маску» его оперу «Маргарита» на фаустовский сюжет. Когда мы обсуждали с Владимиром Александровичем сочинения, которые он мог бы написать для нас, возникла тургеневская тема.

В последние годы мы тесно сотрудничаем с талантливым балетмейстером Кириллом Симоновым, который также находился в поиске новых тем. Так родилась идея создать российский балет на музыку отечественного композитора на сюжет великого русского писателя.

АД Когда речь заходит о мировой премьере, это не только повышенная ответственность, но и всегда риск провала. Не боитесь?

ЮК Люди, которые знают, что делают, не боятся провала по простой причине: их цель – сделать что-то новое, и в это они вкладывают все, на что творчески способны. Поэтому этот вопрос не возникает. Другое дело, как реализуется задуманное? Каким будет спектакль? Я, например, могу утверждать уже сейчас, что музыка Кобекина получилась исключительно интересной, и мне ясно, что рождается впечатляющее явление в российской балетной музыке. Убежден, «Вешние воды» – большая творческая удача Кобекина как композитора, и мы с нетерпением ждем его премьеры.

АД Одиннадцать лет назад театр ставил «Маргариту». Опыт был удачным, но постановка долго не продержалась. Почему снова Кобекин?

ЮК Вопрос долговременности постановки на сцене не всегда зависит от качества музыки. Здесь много факторов. Мы сталкиваемся с тем, что произведения композиторов ХХ века, даже если речь идет о таких общепризнанных гениях, как Прокофьев или Шостакович, как правило, не удерживаются в репертуаре столь долго, как это происходит с так называемыми операми «первого репертуарного ряда». Тем не менее, оперное искусство, как и балетное, должно развиваться. И наш долг как людей, которые руководят этим процессом, сделать так, чтобы эти сочинения постоянно появлялись в театрах, независимо от того, сколько они продержатся.

Например, одна из последних постановок нашего театра – опера Вагнера «Риенци». Она очень редко ставится по всему миру, чаще звучит в концертном исполнении, и принято думать, что «Риенци» недостаточно сценична. Хотя, на мой взгляд, спектакль Алексея Степанюка получился интересным. Он шел два сезона, и я считаю, что этого вполне достаточно. Сам факт такой постановки крайне важен для жизни российского театра.

Что касается оперы «Маргарита», она прожила у нас тоже два или три сезона, и этого тоже достаточно для того, чтобы театр поддержал общий процесс существования на сцене опер ХХ века. Другой пример – «Орестея» Танеева, которая хотя и считается несценичной, но у нас идет уже семь сезонов!

АД Вы только что высказали парадоксальную мысль, что качество музыки не определяет долговечность постановки.

ЮК С подобной ситуацией мы сталкиваемся не только в музыке, но и в других видах искусства. К примеру, существует авторское кино, существует кино режиссера Тарковского, которое не является таким уж посещаемым по сравнению со многими иными кинофильмами. Речь идет о том, что есть произведения высокого искусства, новаторские, не сразу завоевывающие публику. Многие выдающиеся сочинения проваливались при премьерах, «Кармен» или «Травиата» тому пример, я уж не говорю о «Весне священной», во время первых показов которой свистели и стучали. Между высокими образцами и популярным искусством много различных переходных зон, и ситуация, что какое-то произведение высокого класса будет недостаточно востребовано в определенный период, – нормальная для существования искусства. Это не значит, что произведение не надо ставить, иначе мы не дадим возможность истории отобрать лучшее из того, что создается в настоящий момент. Долг каждого служителя искусства – содействовать прогрессу в сфере своего творчества.

Финал спектакля «Царь Иудейский» на музыку А.К. Глазунова

АД Но как, на ваш взгляд, Иван Сергеевич оценил бы балет по собственной повести?

ЮК Этого мы никогда не сможем узнать. Но, как известно, Гёте, будучи не только литератором, но и выдающейся личностью мирового охвата, не очень понимал музыку своего современника Бетховена. Далеко не всегда литератор может по достоинству оценить музыку своего современника, а уж как бы оценил Гёте что-то созданное в XXI веке, можно только догадываться. Но главное: это не имеет никакого значения! Потому что Кобекин пишет музыку сегодня не для Тургенева, он пишет музыку сегодня для всех нас, своих современников!

АД Помимо «Вешних вод», на что стоит обратить внимание в афише фестиваля?

ЮК Исходя из тематики, которая определилась как «Литературные шедевры в русской музыке», с участием гастролеров из столичных городов прозвучат выдающиеся спектакли русской классики: «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» Чайковского и «Русалка» Даргомыжского. Состоится литературно-музыкальный вечер Евгения Князева с музыкой Свиридова к повести Пушкина «Метель». Я думаю, что интересным событием для саратовской публики будет приезд театра «Кремлевский балет» со спектаклем «Руслан и Людмила» (музыкальная основа по опере Глинки создана В. Агафонниковым). Знаменитая труппа впервые приедет в Саратов – в полном составе, со всеми декорациями и прочим оформлением.

На фестиваль приедут наши выдающиеся оперные мастера – Юрий Иванович Симонов, который продирижирует «Князем Игорем», и Александр Михайлович Анисимов, выбравший «Пиковую даму». Балет, помимо «Вешних вод», будет представлен спектаклями «Дон Кихот» Минкуса и «Щелкунчик» Чайковского.

В программе фестиваля пройдет традиционный «Конкурс конкурсов вокалистов», который проводится в театре с 1999 года: его оригинальность заключается в том, что в нем каждый год участвуют двенадцать молодых солистов, уже являющихся лауреатами многих международных конкурсов. При этом жюри конкурса всегда состоит только из ведущих солистов Саратовского театра и ведущих педагогов Саратовской консерватории. По регламенту в конкурсе не могут участвовать саратовские певцы. Таким образом, задана ситуация, когда исключена возможность лоббирования «своих». В числе лауреатов первых премий – Айталина Адамова, Мария Людько, Тарас Штонда, Наталья Мурадымова и многие другие артисты, составляющие теперь лицо современной оперной жизни России.

АД Глядя на программу фестиваля, можно сделать вывод: в этом году вы обошли вниманием любителей симфонической и ораториальной музыки. А Собиновский всегда ценился исполнениями редко звучащих шедевров Берлиоза, Брукнера, Бриттена…

ЮК Мы начали разговор о фестивале, минуя его первый вечер. На открытии 22 мая будут представлены произведения, которые звучат достаточно редко. Это кантата Римского-Корсакова «Песнь о вещем Олеге», «Весенняя кантата» Свиридова, музыка Шнитке к фильму «Мастер и Маргарита». Как видите, первый концерт сразу заявляет сквозную тему, потому что все эти произведения написаны на выдающиеся сочинения русских литераторов.

Юрий Кочнев

АД Во многих российских городах существуют проекты, когда проводится ряд постановок с участием именитых гастролеров. В чем принципиальное отличие Собиновского?

ЮК Оно заключается в структуре фестиваля, заданной с 1999 года. Здесь ряд моментов: это не оперный фестиваль, это музыкальный фестиваль, в нем представлены все жанры музыкального искусства – и симфонические сочинения, и балет… На некоторых фестивалях можно было встретить произведения поп-жанра, рок-жанра. Также как-то была бардовская тема. На Собиновском могут быть все существующие жанры при приоритете оперного, ораториального и симфонического. Как правило, каждый фестиваль открывается концертом с «раритетными» произведениями. Если посмотреть на фестивали прошлых лет, то можно выделить совершенно уникальные события: Пятая симфония Гласса, «Совершишася» (цикл из десяти библейских симфоний) Караманова, «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга; реквиемы Бер­лиоза, Верди, Дворжака, Бриттена, А. Чайковского; симфонические сочинения Брукнера, Малера, Шнитке; авторский вечер Уствольской и многое другое. Всегда заявлена какая-то тема, вокруг которой концентрируются все события. Так что основные приоритеты Собиновского: неординарность программ, обязательное присутствие раритетных сочинений мировой классики, требующих огромных исполнительских коллективов.

АД Региональная значимость фестиваля очевидна: Саратов знакомится с редко исполняемыми произведениями, приезжими артистами и режиссерами. Какова общероссийская значимость Собиновского?

ЮК Один из крупных нестоличных театров России должен поддерживать определенную профессиональную планку. В Собиновских фестивалях регулярно участвуют ведущие творческие коллективы региона: Губернский театр хоровой музыки (руководитель Людмила Лицова), духовой оркестр «Волга-Бэнд». Помимо сказанного выше, постоянно поддерживается контакт с исполнителями из других театров. Мы не замыкаемся в своих творческих силах, а даем широкую картину того, что происходит в России в исполнительской сфере. Когда мы говорили об опере «Риенци», это было событие для всей России. Сегодня мы имеем балет Кобекина «Вешние воды», и это тоже событие для всей России. В этом я абсолютно убежден!

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны