За кадром События

За кадром

В Большом зале Московской консерватории впервые в живом исполнении прозвучала музыка Кузьмы Бодрова к фильму «Собибор» Константина Хабенского. Саундтрек к кинокартине, посвященной трагическим событиям Второй мировой войны, представили в рамках молодежного форума московской консерватории «Партитура будущего».

«Собибор» вышел на экраны в мае 2018-го года. Снятый по мотивам книги Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие», фильм повествует об одном из немногих успешных восстаний в концлагере смерти «Собибор» в октябре 1943-го, осуществленном под руководством советского офицера Александра Печерского.

«Задача была рассказать о людях, показать эти маленькие эпизоды в жизни главного героя, а главный герой – это лагерь смерти. Показать эти маленькие фрагменты, проходящие через взгляд страшного убийцы, и рассказать максимально человеческую историю о том, что с ними произошло», – комментирует свой режиссерский дебют Хабенский. И хотя сама история сосредоточена на страданиях и смерти героев, она внутренне «настроена на созидание». «Именно созидание, потому что, мне кажется, неправильно рассказывать о подобных исторических моментах с точки зрения отчаяния», – добавляет режиссер.

Похожая задача стояла и перед композитором Кузьмой Бодровым. Но, по его собственному признанию, самым сложным было сделать так, чтобы музыка не комментировала действие, а стала контрапунктом, эмоционально усиливающим историю, которая разворачивается в кадре. Хотя для Бодрова это не первый опыт работы в кино и сотрудничества с Хабенским (была совместная театральная постановка), композитор считает это своим первым серьёзным проектом.

Музыку для фильма записали Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева, скрипач Гайк Казазян, виолончелист Василий Степанов и симфонический оркестр «Новая Россия». Кроме того, был выпущен диск, на котором между музыкальными номерами Хабенский читает воспоминания узников концлагерей. Эта же концепция была представлена и в БЗК, но на сей раз в роли чтеца выступил актер Игорь Гордин.

«Эпиграфом» к концерту стала Сарабанда из виолончельной сюиты № 5 И.С. Баха в транскрипции для виолончели, скрипки и хора a capella К. Бодрова. Несмотря на красоту самой музыки и окружавший ее сюжетно-драматический контекст, невозможно было не оценить великолепное звучание инструментов, которое показали Казазян и Степанов. Хоровая партия, мягко и идеально чисто исполненная Камерным хором консерватории, представляла собой самостоятельную тему, которая находилась в постоянном диалоге с основной темой Сарабанды. После вступления, которое настроило слушателей на лирико-созерцательный, проникновенный лад, к хору и солистам присоединились чтец и оркестр «Новая Россия» с Денисом Власенко во главе; сам Бодров исполнял партию фортепиано.

Концертный вариант музыки к фильму представляет собой сюиту из 14-ти номеров. Каждый номер имеет поэтическое название – «Новая жизнь. Прибытие», «Птицы газовых камер», «Детство», «Журавли». В целом саундтрек выдержан в едином настроении – подавленном и мрачном, хотя и не беспросветном. Сюитность и «картинность» не заслонили внутренней логики цикла, которая проявилась, прежде всего, в  кульминационных точках. Одна из них – «Анатомия человеческих возможностей. Жилы». Эта музыка звучит в фильме в сцене «дикой ночи» – там, где заключенные тащат на себе телеги с нацистами, а стилистически отсылает к скрипичным концертам Вивальди с их страстностью и эмоциональной трепетностью. Главная кульминация – «Побег. Импульс. Импровизация» – также использует опыт прошлых эпох, в частности, риторические приемы: в ее основе basso ostinato и призывные триоли струнных. Завершающий номер, «Реквием тем кто “не слышит”», явно перекликается с первой частью киносюиты «Прелюдией», тем самым, тематически закольцовывая произведение.

Нередко случается, что киномузыка начинает жить собственной, не зависимой от фильма жизнью. Вполне возможно, что такая счастливая судьба ожидает и саундтрек «Собибора» – во всяком случае, выразительный потенциал музыки Кузьмы Бодрова на консерваторском концерте был очевиден.

Все оттенки черного События

Все оттенки черного

«Страсти» по Селларсу, или Чем обернулась апрельская самоизоляция для поклонников Берлинской филармонии

С Петром Ильичом при любой погоде События

С Петром Ильичом при любой погоде

И звезды, и дети посылали свои клипы на конкурс «Чайковский из дома», объявленный журналом «Музыкальная жизнь»

Они такие разные События

Они такие разные

Группа Queen отмечает полувековой юбилей

Сначала — музыка, потом — слова События

Сначала — музыка, потом — слова

В последний день весны музыканты оркестра Берлинского радио вместе с главным дирижером коллектива Владимиром Юровским и скрипачом-виртуозом Дэниэлом Хоупом выступили в прямом эфире rbbKultur («Вещание Берлин – Бранденбург»).