Жребий брошен События

Жребий брошен

В Музее Прокофьева прошли «Журналистские читки» – проект Ассоциации музыкальных журналистов и критиков Российского музыкального союза

Инициативу поддержали Союз композиторов России и журнал «Музыкальная жизнь». Об итогах семинара для молодых журналистов размышляют некоторые участники, чьи мнения мы публикуем ниже.

Читки без порки

Вслед за успешным проектом «Композиторские читки» возник его литературный аналог, предназначенный не для тех, кто пишет музыку, а для тех, кто пишет о ней. «Журналистские читки» – это профессиональная прокачка начинающих музыкальных журналистов и критиков, прошедшая в декабре в Музее С.С. Прокофьева. Дух этого места сам по себе провоцирует к объединению молодых, горящих и дерзновенных. Ими стали студенты из Москвы, Санкт-­Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Тулы, Нижнего Новгорода и Петрозаводска.

Формат композиторских «читок» закрепился на Западе и пришел к нам около двух лет назад. В ходе так называемых reading-сессий представители цеха объединяются, чтобы исполнить созданные ими партитуры, а затем обсудить их с профессиональной точки зрения. Кажется, что у журналистов место партитур должны занять рецензии, интервью, критические статьи – то есть жанры, живущие в печатных форматах. Но все не так однозначно в профессии, которая в равной (а теперь иногда и в большей) степени основана не только на письменных, но и на устных высказываниях, будь то телевизионный репортаж, радиоэфир, обзор на YouTube или подкаст. И на «Журналистских читках» оба случая были представлены равноценно.

Семинар длился в течение трех дней и шел практически в режиме non stop с утра и до вечера. В перерыве участники собирались в многочисленных кафе Камергерского переулка, знакомясь друг с другом и гастрономически расправляясь со здоровым стрессом. Причиной его стало итоговое задание «читок»: написание рецензии на одно из шесть предложенных организаторами московских музыкальных событий. На какое именно – решал жребий. Тут были и оперные интерпретации, и премьера перформанса, и балет, и симфонический концерт. Абсолютно нормальная для профессионала ситуация сжатых сроков оказалась для некоторых начинающих журналистов неуютной – на вырост. Ограничение по времени довершало осознание того, что текст в итоге окажется на большом экране под прицелом кураторов-специалистов – главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой и заведующей отделом культуры «Независимой газеты» Марины Гайкович. Но травмирующего опыта, поджидающего журналиста, как правило, рано, в этот раз не состоялось. Не только новые, но и присланные заранее тексты были рассмотрены с предельно аккуратными и вместе с тем полезными комментариями. Среди них самыми «резкими» оказались высказывания «это наивно» и «это не удалось». Конечно, нет ничего удивительного в том, что у участников семинара не пытались отбить охоту писать. Но вспоминается аналогичный случай разбора журналистских работ на прошедшей ранее Gnesin Contemporary Music Week. Тогда подход приглашенного критика напоминал скорее «чистку», а не «читку». Это был естественный отбор методом публичной порки, хотя и совсем небесполезной для профессионального роста переживших ее.

Завершившему семинар разбору текстов предшествовали два дня интенсивной учебы. В первый из них музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова знакомила участников с искусством интервью. Основную часть этого знакомства составил интерактив, в ходе которого журналисты сами отыгрывали возможные во время беседы ситуации, становясь интервьюерами и интервьюируемыми. Последние при этом получили роли «небожителей» классической музыки – Чайковского, Вишневской и Бетховена. «Почему вы разочаровались в революции?» – попробуй ответь.

Жанры анонса, новости и пресс-релиза разобрала Евгения Кривицкая. Представляя своего рода «короткий метр» музыкальной журналистики, анонимные и формальные, они обычно не привлекают внимания профессионалов с точки зрения техники выполнения. И вместе с тем остаются основным «хлебом» для музыкального журналиста.

Следующий день «Журналистских читок» был посвящен телевидению. До этого ему также не находилось места в различных образовательных программах, которые так или иначе включали тренинги для музыкальных критиков. О создании телевизионного репортажа рассказала корреспондент отдела специальных репортажей телеканала «Россия 24» Дарья Ганиева. И снова львиную долю образовательного процесса заняла практика. Участники создавали и озвучивали текст репортажей о различных культурных событиях. Большинство делало это в первый раз, но многие неожиданно для себя и для куратора обнаружили склонность именно к телевизионному формату высказывания. Также в этот день состоялся показ документального фильма шеф-редактора Службы информационного вещания телеканала «Культура», режиссера Андрея Райкина. Фильм «…из тишины, или Vista live», посвященный жизни музыканта Саши Висты и его неслышащих родителей, стал, пожалуй, единственным мероприятием семинара, которому не доставало развернутой лекции о специфике жанра – в данном случае жанра документалистики.

Завершила все обратная связь участников, в ходе которой каждый отозвался о проекте. Что характерно, многие высказали пожелания к еще необъявленным будущим проведениям семинара. Например, была отмечена необходимость в уплотнении теоретической части при знакомстве с форматом интервью, а также выдвинуто предложение разобрать особенности вопросов для пресс-конференции, специфика которых схожа с неприметными «анонсом» и «новостью». По итогу «Журналистских читок» тексты-­победители были опубликованы в журнале «Музыкальная жизнь».

Способствовать профессиональному росту людей, создающих музыку, и людей, имеющих право на авторитетную оценку ее художественной ценности, – это, по-видимому, сверхзадача дуальных «Композиторских» и «Журналистских читок». По очень точным словам Теодора Курентзиса, «сегодня музыкальная критика стала устало-конвенциональной». Но, кажется, само появление подобных проектов говорит о постепенной перемене ситуации в лучшую сторону.

Евгений Авдеев, Дина Якушевич, Мария Невидимова, Вадим Симонов, Анастасия Петровская

Время учиться

В Москве за последнее время запустились сразу несколько крупных образовательных проектов, направленных на постепенное взращивание молодого поколения пишущих людей в сфере театральной и музыкальной критики. Gnesin Contemporary Music Week, теоретическая команда на лаборатории «Акустическая читка» в театре «Центр драматургии и режиссуры», семинар молодых критиков в рамках Московского форума, «Журналистские читки»: удивительно, что ни один из этих проектов не похож на другой, у каждого свой формат и специфические особенности. Тем не менее у всех этих воркшопов есть один общий принцип – формирование «активной группы» участников, не только посещающей лекции и семинары, но и принимающей участие в практической работе.

«Журналистские читки» в этом смысле существенно отличаются от других подобных проектов. Название «активная группа» здесь не формальное: участники на протяжении всей работы постоянно взаимодействуют между собой и находятся в открытом диалоге с лекторами. Семинар очень сжат по времени – он длится всего три дня, и это мотивирует максимально включаться в процесс. Кроме того, итоговое творческое задание удалось выполнить всем молодым критикам, что на таких проектах случается нечасто (обычно меньше половины участников успевает предоставить свои работы к финальному дню).

Несмотря на то, что образовательная программа обозначена как семинар, работа в ней построена по принципу лаборатории. Ежедневные теоретические лекции – блок практических занятий – работа в мини-группах – и как итог разбор самостоятельных творческих заданий. Интересно найдена форма первичного взаимодействия. Например, на лаборатории «Акустическая читка» в ЦДР с музыковедами и критиками тоже проводится практикум, но там они задействованы в общих актерских упражнениях, которые, безусловно, раскрепощают, но не дают импульса к раскрытию профессиональных способностей. Вопрос вовлечения людей теоретической профессии в групповые практические занятия весьма оригинально решен одним из кураторов «Журналистских читок» Ольгой Русановой. На ее практикуме создается модель реальной ситуации, в которой журналисту необходимо быстро сориентироваться и максимально проявить свои профессиональные качества. Премьера балета «Щелкунчик» в современной постановке, интервью или пресс-конференция сразу с несколькими известными личностями – подобные ситуации в реальном времени конструируют сами участники семинара. Следуя указаниям лектора, каждый получает определенную роль – от дирижера или журналиста до директора театра – и старается максимально проявить себя, при этом следуя логике развития общей драматургии происходящего.

Написание эссе и рецензий тоже во многом отличается от подобного творческого задания на других проектах. На всех воркшопах участникам предлагается написать текст об одном из событий, которые проходят внутри проекта в момент его проведения, «Журналистские читки» же дают возможность поработать с московским репертуарным театром и побывать на разных концертных площадках. Участники семинара посетили «Геликон-оперу», Театр имени Н. И. Сац, Большой театр, зал «Зарядье», Концертный зал имени П. И. Чайковского и Мультимедиа Арт Музей. Интересно, что распределение творческого задания между молодыми журналистами было случайным: на какое событие отправится каждый из участников, определила жеребьевка.

Появление такого большого количества образовательных проектов в последнее время заставляет задуматься о проб­леме государственного музыкального образования. С одной стороны, это пугающий сигнал, который говорит о том, что существует некий провал в подготовке музыковедов и критиков в рамках профессиональных учебных заведений. С другой – знак большой заинтересованности и необходимости воспитания нового поколения пишущих людей.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»