Жюри Первого Всероссийского конкурса «Avanti» подвело итоги состязания композиторов

28.06.2018
Жюри Первого Всероссийского конкурса «Avanti» подвело итоги состязания композиторов

Конкурс проходил в два этапа. Экспертная комиссия сформировала шорт-лист, а далее жюри, куда вошли известные российские композиторы и музыковеды – Сергей Слонимский (председатель), Алексей Рыбников, Александр Чайковский, Всеволод Задерацкий, Рауф Фархадов, Рашид Калимуллин, – уже отобрало победителей.

Комментируя итоги, член экспертной комиссии, шеф-редактор издательства «Композитор», критик и композитор Петр Поспелов отметил, что «побывав членом отборочного жюри, я просмотрел около 150 партитур. Впечатления разные. Некоторый процент составили сочинения дилетантов, в которых доминанта не сходится с тоникой, и порой даже неграмотно набранные на компьютере. И это написал член Союза композиторов?

Но есть и хороший “улов”, причем в разных жанрах и направлениях. Для меня в композиторском искусстве важен талант и профессионализм, но главным образом креатив – когда композитор мыслит не звуками, а системой ассоциаций и общекультурных кодов, наводит парадоксальные мосты с территориями искусства. Моих фаворитов в конкурсе оказалось два.

Один написал отличный “музон” на стихи Гете “Маргарита за прялкой” в стиле “Воццека”, тем самым совершил апгрейд XIX века до XX-го, но не до XXI-го, то есть проявил виртуозное чувство меры. Но он не прошел в призеры. Другой – для квартета саксофонов и владимирского рожка. Тут сошлись пижонский в прошлом веке стиль ECM и русская лесная дикость. Забавно то, что саксофоны академично записаны в строях in Es и in B, в то время как владимирский рожок нотирован в до мажоре, а реально звучит на полтона ниже. Таким образом сочетаются современная практика и низкий строй (415) времен Баха, только услышанный во владимирских лесах. Такое произведение укладывает три века в семь минут и будит множество мыслей. Когда оно вошло в список победителей и конверты с девизами были вскрыты, я узнал, кто композитор – Марина Шмотова, давно известный мне автор, написавший еще одно прекрасное произведение.

Половину победивших композиторов я знал раньше, а другую половину – нет. Среди приятных открытий – екатеринбургский композитор Андрей Бызов, занявший призовые места в трех номинациях. Может быть, он умеет творить волшебство по заказу. Такие люди нужны будущему российской музыки».

Жюри выбирало финалистов в четырех номинациях и определяло имена лауреатов на условиях анонимности – участники представляли свои произведения под девизом. Отметим, что в номинации «Сольное  инструментальное сочинение» разрыв между  победителем и остальными лауреатами был настолько велик, что второе место решили не присуждать.  Напротив, в номинации «Сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» явного лидера не выявили, и первое место осталось вакантным.

Номинация «Сольное инструментальное сочинение» (II премия не присуждена)

Лауреат I степени – Карина Барас (Нижний Новгород) «Афоризмы» для фортепиано

Лауреат III степени – Игорь Друх (Санкт-Петербург) «Psalm» для кларнета

Лауреат III степени – Елена Анисимова (Казань) «Tuba-boom» для тубы

Специальный приз – Андрей Бызов (Екатеринбург) «Детям до 16», детский альбом для фортепиано

Номинация «Сочинение для камерного ансамбля»

Лауреат I степени – Игорь Друх (Санкт-Петербург) «Хамелеон», театральная сценка для камерного ансамбля

Лауреат II степени – Эльмир Низамов (Казань) «DIXI» для квартета саксофонов, фортепиано и ударных

Лауреат III степени – Андрей Бызов (Екатеринбург) «Камерная сюита» для мандолины и виолончели

Номинация «Сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» (I премия не присуждена)

Лауреат II степени – Сергей Зятьков (Сургут) «Pontica poetica» («Дух грузинской поэзии») для сопрано, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано

Лауреат III степени – Глеб Никулин (Новосибирск) «Песни», вокальный цикл на стихи М. Метерлинка для сопрано и фортепиано

Лауреат III степени – Екатерина Карпенко (Калуга) «Плач у подножья заката…» для меццо-сопрано и камерного ансамбля

 Номинация «Сочинение с участием этнических инструментов»

Лауреат I степени – Алла Виноградова (Самара) Пьеса для трех этнических флейт и фортепиано

Лауреат I степени – Андрей Бызов (Екатеринбург) Соната для балалайки и фортепиано 

Лауреат II степени – Марина Шмотова (Москва) «Голоса» для квартета саксофонов и басового владимирского рожка

Лауреат III степени – Григорий Зайцев (Ярославль) «Авгурии» для белорусских цимбал и фортепиано

Конкурс «Avanti» проводит Всероссийская общественная организация «Союз композиторов России» при поддержке «Фонда президентских грантов», Общероссийской общественной организации «Российский музыкальный союз», АО «Фирма Мелодия» и ООО «Издательство “Композитор”». Сочинения лауреатов конкурса будут опубликованы Издательством «Композитор», заключительный концерт, который состоится 30 сентября в Малом зале МГК имени П.И. Чайковского, будет записан «Фирмой Мелодия» с последующей международной дистрибуцией, что поможет привлечь внимание к современной академической музыке. Кроме того, лауреаты конкурса награждаются дипломами и денежными премиями.