Знакомый незнакомец События

Знакомый незнакомец

В столице Приволжья завершился масштабный фестиваль «Другая музыка. Пярт»

Теперь уже смело можно утверждать, что свежим и актуальным брендом культурного Нижнего Новгорода стал, родившийся в 2016 году фестиваль «Другая музыка». Тогда, два года назад его первым героем вполне закономерно был избран универсальный и всеобъемлющий И.С. Бах – исполненный в новых версиях, трактовках, звучавший на неожиданных площадках – в вагонах метро и трамвая, в театре кукол, в джазовой стилистике и в пространстве саундтрека к немому кино. Лозунгом того яркого и запомнившегося нижегородцам события, явно требовавшего продолжения, могли стать слова: «Новое в привычном и хорошо знакомом».

Фестиваль-2018 «Другая музыка. Пярт» посвящен легенде и классику сегодняшней академической музыкальной традиции, эстонцу по рождению и уже давно человеку мира – Арво Пярту. Почему именно ему? Пярт для Нижнего – знакомый незнакомец. В музыкальных кругах его имя, отнюдь, не новое. Многие из его камерных и симфонических сочинений звучали на площадках еще советского Горького в 1980-х годах. Однако Пярт «в версии» XXI века почти неизвестен нижегородцам.

Пярт еще и потому, что его композиторский музыкальный мир, отстоящий от баховского почти на три столетия, в постижении и обретении божественного начала родственен и близок тому – величайшему. Такая, с одной стороны, контрастная, с другой, родственная сопряженность имен как нельзя лучше сказалась на концепции фестиваля, придав ему мощный не только культурный, но и этический импульс.

Нитью, скрепившей оба музыкальных форума и передавшей своеобразную эстафету от первого фестиваля ко второму – через века от Баха в Пярту – стало исполнение нижегородской осенью «Страстей по Иоанну» обоих композиторов. Два музыкальных прочтения Евангелия. Баховское – в трактовке голландского дирижера и руководителя постановки Йорна Бойзена – имело интродукцию в форме открытой лекции, где сплелись воедино размышления о законах музыкальной риторики и барочном театре. А результатом стало ярко театральное, смыслово и музыкально точное исполнение баховского шедевра (с ощутимыми аутентичными акцентами), в котором талантливыми и убедительными были все – топовые солисты: Мэтью Бейкер (Австралия), Джулиан Редлин, Ульрих Кордес (Германия), Яна Мамонова, Наталья Грушко, Юрий Ростоцкий (Россия), Хор студентов Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки (художественный руководитель – Борис Маркус), камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» (художественный руководитель – Владимир Плаксин).

Интерпретация пяртовской партитуры стала официальным открытием фестиваля в Большом зале Нижегородской консерватории. Это полная противоположность баховским «Страстям» – камерная, строгая композиция, решенная в технике tintinnabuli («колокольчики»), поиски которой осуществлялись в 1980-е годы. Здесь повторяемость простых мелодических и гармонических структур создает удивительную суггестию, благоговейную тишину, пробуждает чувство духовной ирреальности, где царит красота, просветление, гармония. Погружение в мир духовных поисков рождалось благодаря пяти инструменталистам (все нижегородцы – Анастасия Богданова, Любовь Меркулова, Ольга Бестужева, Руслан Мухамедханов, Артем Васенин), московскому квартету «Эйдос» и Камерному хору «Нижний Новгород» под управлением Ивана Стольникова.

Идею пяртовских «Страстей» очень точно выразил коллега и творческий единомышленник композитора маэстро Андрес Мустонен: «Хорошо, если в музыке есть трансцендентальные вещи, тогда она начинает работать внутри человека». Еще один ключевой сюжет фестиваля связан именно с ним – известнейшим эстонским исполнителем, основателем и бессменным, в течение уже почти сорока лет, руководителем ансамбля «Hortus musicus». Концепция, программы, даже дизайн афиш были согласованы и одобрены самим маэстро Арво Пяртом, но его своеобразное музыкальное присутствие на фестивале олицетворял Андрес Мустонен – пионер исполнения музыки композитора тогда еще в Советском Союзе, а затем и мире. Накануне концерта в Нижнем, 8 октября, в Санкт-Петербурге Мустонену была вручена авторитетная международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона  «Балтийская звезда», что делало присутствие именитого эстонца на нижегородском форуме еще более значимым.

За время фестиваля Мустонен дважды побывал на нижегородской земле. Первый – почти в самом начале события вместе со своим легендарным ансамблем. Этот концерт подчеркнул еще одну важную сквозную линию в творчестве Пярта – его плодотворную преемственную связь со Средневековьем и Возрождением. Название программы «От музыки Средневековья до Арво Пярта» акцентировало эту «генеалогическую» линию в творчестве композитора. Удивительная органика инструменталистов и вокалистов, впрочем, как и обычно у этих замечательных музыкантов, трансформировала намечавшийся академический концерт в живое и динамичное действо. Здесь не было никакой противоестественности и натужности в сочетании композиций мастеров XIII–XVI веков с музыкой. Пярта, которая «прослаивала» всю программу вечера, начиная с его первого  tintinnabuli-опыта – фортепианной пьесы «Für Alina». Она звучала просто, ясно, как зыбкое видение уже далекого прошлого.

Второе «пришествие» маэстро Мустонена в Нижний Новгород в рамках фестиваля «Другая музыка. Пярт» состоялось в амплуа дирижера в ретроспективном симфоническом концерте в Кремлевском концертном зале. Диапазон охвата впечатлял, почти пятьдесят лет – от Пярта раннего до умудренного композиторским и жизненным опытом мастера. В концертной программе были представлены творческие полюса – Perpetuum mobile 1963 года и Третья симфония 1971, La Sindone («Плащаница») 2006-го и Четвертая симфония Los Angeles 2008-го, заказанная Лос-анджелесским филармоническим оркестром.

Какой разный, оказывается, Пярт! И более других знакомый нам tintinnabuli-стиль совсем не исчерпывает колоссального музыкального масштаба его композиторской личности. Какой Пярт вам ближе – мятущийся между действительностью и ритуалом, сакральной созерцательностью и взрывчатым драматизмом, авангардным поиском или постромантической гармонией? Каждый нашел в этой программе что-то свое. А главное, для многих был разрушен стереотип аскетичного, замкнутого в собственном универсуме художника, не пускающего в свой герметичный мир разрушающий ураган жизни. Мустонен «лепил», «ваял» музыкальную форму, одухотворял ее, не насильственно, не жестко, а убежденно, вовлекая в эту творческую орбиту музыкантов Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии имени М. Ростроповича.

«Как нужно играть Пярта?» – спросила я маэстро. – «Аскетично или эмоционально?» Ответ был такой: «Сейчас я сторонник эмоционального начала в интерпретации Пярта. Я давно его знаю, мы вместе открывали мир, внутри он очень эмоционален». Этот концерт-ретроспектива был тому подтверждением, особенно впечатлила мощью воздействия Третья симфония композитора, которая прозвучала сильно и предельно контрастно.

Масштаб и разнообразие нынешнего форума вовлекло в его пространство людей самых разных интересов, поскольку фестиваль значительно превосходил предыдущий и по числу событий, и по их формам. Директор Центра немецкой и европейской культуры в Нижнем Новгороде Павел Милославский (он же – директор фестиваля) и Кристина Фиш, художественный руководитель – раздвинули границы проекта, превратив его в настоящее сО-бытиЕ исполнителей, слушателей, зрителей, организаторов. Во всяком случае, нижегородские солисты и коллективы, а, может быть, и город на два месяца погрузились в атмосферу Пярта.

Фестиваль оказался голлографичен, в его поле попали не только масштабные концертные проекты, но и научная конференция, которая на два дня собрала крупнейших исследователей творчества композитора в Нижегородской консерватории, в их числе Леопольда Браунайса, профессора Венского университета и Светлану Савенко, доктора искусствоведения, профессора кафедры современной музыки Московской консерватории.

Не была забыта и еще одна существенная грань универсального пяртовского таланта – киномузыка. На протяжении двух недель в Центре культуры «Рекорд» прошла ретроспектива фильмов о мастере и с его саундтреками, в том числе к таким шедеврам как «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Великая красота» Паоло Соррентино. «Код» к познанию тайны творчества Пярта приоткрылся в документальных лентах его соотечественника, эстонского режиссера Дориана Супина – «И был вечер, и было утро», «Арво Пярт. 24 прелюдии», «Даже если я все потеряю».

Своеобразным «вызовом» фестиваля стало исполнение опуса «Канон покаянен» для хора (1997). Этот православный текст не отпускал композитора на протяжении нескольких лет, а художественным результатом стала попытка не только осознать смысл внедрившейся в его человеческую сущность молитвы, но и музыкально интерпретировать идею раскаяния. Нижегородский эксперимент перенял эстафету уникального проекта в духе тотального театра – «Страстей по Адаму» Пярта в постановке Роберта Уилсона, прошедшего в Таллинне в 2015 году в бывшем литейном цехе завода «Ноблесснер». Воспоем Осанну перформативным практикам XXI века!

При исполнении «Покаянного канона» храмовое пространство, столь естественное и органичное для интерпретации подобных сочинений, было заменено шокирующей на первый взгляд своей  неуместностью площадкой. Ею оказалась эпатажная обстановка ночного клуба Milo Concert Hall со сценой-танцполом, столиками для гостей, непременным в заведениях подобного рода баром, вызвавшая удивление у музыкантов академической традиции и недоумение представителей Нижегородской епархии. В этом выборе читалась намеренная провокативность.

Во многом благодаря вдохновенности исполнения и интерьеру, предельно аскетичному и монохромно-черному, часть вопросов была снята. Режиссер постановки Ольга Шайдуллина (Москва) создала пластический спектакль о человеческом грехе, о духовном самопознании. Физиологическое, осязаемо-чувственное освоение сценического пространства актерским квинтетом нижегородского Театра пластики «Преображение»; убедительная музыкальная трактовка пяртовской партитуры камерным хором «Нижний Новгород» как олицетворение вечно человеческого, страдающего и молитвенно-просящего «Господи, помилуй» (дирижер – Иван Стольников); эффектный, завораживающий видеоконтент и свет (автор – Вероника Скворцова): профессиональная звукооператорская работа, создававшая прекрасный саунд и эффект храмовой акустики (Дмитрий Сычев) позволяют говорить об оправданном риске. Попытка соединить физический театр с tintinnabuli-техникой Пярта внешне удалась, но вопросы в целесообразности такого подхода остались.

Программа «Три кита XX века» с музыкой Я. Ксенакиса, А. Пярта, В. Мартынова в исполнении московского ансамбля «Opus Posth» Татьяны Гринденко завершила двухмесячный осенний пяртовский марафон на площадке Центра современного искусства «Арсенал» – пропагандиста актуальной музыки в Нижнем Новгороде. Получилась очень красивая и убедительная смысловая арка – от звукового мира Пярта к Пярту в современном музыкальном мире.

По словам организаторов, метод «длительного погружения слушателя в музыку композитора» сработал. Успешность замысла, подвергавшегося первоначально сомнению, подтвердили зрительские аншлаги. Сыграла свою роль и престижность мероприятия, присутствие на котором имело статус «хорошего тона» и понимания художественного тренда. Увы, не все местные официальные и коммерческие структуры оценили социокультурный  масштаб события, хотя их помощь в осуществлении столь грандиозного для города проекта была бы неоценимой. Однако генеральное партнерство Райффайзенбанка обеспечило необходимый коммерческий имидж фестиваля. А организаторы и участники испытывают законную гордость – удалось если не все, то многое. Кто будет следующим героем нижегородской «Другой музыки» через два года? Продолжение следует…

Все оттенки черного События

Все оттенки черного

«Страсти» по Селларсу, или Чем обернулась апрельская самоизоляция для поклонников Берлинской филармонии

С Петром Ильичом при любой погоде События

С Петром Ильичом при любой погоде

И звезды, и дети посылали свои клипы на конкурс «Чайковский из дома», объявленный журналом «Музыкальная жизнь»

Они такие разные События

Они такие разные

Группа Queen отмечает полувековой юбилей

Сначала — музыка, потом — слова События

Сначала — музыка, потом — слова

В последний день весны музыканты оркестра Берлинского радио вместе с главным дирижером коллектива Владимиром Юровским и скрипачом-виртуозом Дэниэлом Хоупом выступили в прямом эфире rbbKultur («Вещание Берлин – Бранденбург»).