Звук встречает панораму События

Звук встречает панораму

В начале сентября в Австрии завершился еще один музыкальный фестиваль, который проходил в условиях «новой реальности»

Фестиваль в графстве Графенегг (60 километров от Вены) основан пианистом Рудольфом Бухбиндером в 2007 году и является одним из самых заманчивых летних развлечений венцев: концерты проходят на построенной специально для фестиваля эстраде Волькентурм («облачная башня»), зрители сидят на свежем воздухе, а вокруг, куда хватает глаз, изумительный природный ландшафт – парковые аллеи, огромная лужайка и затейливый неоготический замок.

Концептуально фестиваль ориентирован прежде всего на симфоническую музыку – главным фестивальным оркестром считается Тонкюнстлероркестр Нижней Австрии. Кроме того, последние несколько лет в рамках фестиваля осуществляются программы «юношеского европейского оркестра» и composer in residence. В конце весны, когда многие фестивали объявили об отмене запланированных на этот год программ, руководство Графенегга одним из первых решило пойти на риск и все-таки провести фестиваль, разыграв свою главную козырную карту – природные просторы, в разы снижающие (и фактически, и чисто психологически) угрозу заражения. При этом команда фестиваля проделала большую работу по изменению программы и разработке конкретных санитарных мер. В этом году фестиваль не смог себе позволить пригласить симфонические оркестры из других стран, тем самым сделав ставку на «домашние» коллективы и на звездных солистов, которым не надо лететь с другого континента. Впервые на сцене фестиваля выступили Венский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Венского радио, также в программе фестиваля приняли участие дирижеры Франц Вельзер-Мёст, Густаво Дудамель, Манфред Хонек, Марин Олсоп, солисты Арабелла Штайнбахер, Алис Сара Отт, Рудольф Бухбиндер и звездный вокальный состав: Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов (оба выступили в Графенегге впервые), Йонас Кауфман, Пётр Бечала, Камилла Нюлунд.

С концептом безопасности руководство фестиваля справилось с завидной креативностью, вдохновленной роскошными природными условиями: пространство парка поделили на несколько отделенных друг от друга зон, к которым вели разноцветные стрелочки. До концерта публика располагалась в разных концах парка (каждая зона была оборудована шезлонгами и баром) – маску можно было снять только дойдя до «своей» лужайки. За полчаса до начала концерта зрителей из разных зон по очереди приглашали пройти к эстраде. А после концерта, еще на волне аплодисментов, над сценой появлялась красная бегущая строка с убедительным призывом оставаться на своих местах до специального приглашения. Зал зрители покидали строго по рядам – процессом руководили волонтеры в лучших традициях жестовой пантомимы бортпроводников. Кроме публичных мер безопасности, чрезвычайное положение действовало и за сценой: все участники, сотрудники и волонтеры фестиваля (а это более 1000 человек) регулярно тестировались, оркестранты выходили на сцену в масках и снимали их, лишь дойдя до места. И, наконец, одной из главных принципиальных мер было решение о том, что в случае непогоды концерты не переносятся в построенный на территории парка концертный зал, а просто отменяются. Естественно, деньги за билеты в этом случае возвращаются в полном объеме. Надо сказать, что и на этот случай организаторы постарались найти выход из положения: в дни с неблагоприятным прогнозом у каждого зрителя под креслом лежал дождевик с фирменным логотипом фестиваля, отлично защищающий в случае мелкого дождя.

Однако два из пятнадцати концертов фестиваля пришлось отменить. Первый случай непогоды пришелся прямо на день открытия. Учитывая, что грозу обещали ближе к полуночи, нарядная публика бесстрашно приехала в Графенегг, наслаждаясь теплым летним вечером и приподнятой обстановкой открытия фестиваля. Перед началом концерта на сцену вышел интендант фестиваля Рудольф Бухбиндер, обратившийся к зрителям с искренней и трогательной речью о том, с какой болью за прошедшие несколько месяцев он вычеркивал одну за другой даты концертов в своем календаре, как скучал без сцены и публики. И лишь одну дату – день открытия фестиваля – он долго не решался зачеркнуть в надежде, что найдется какой-то выход из ситуации. Как благодарен он публике, которая не сдала билеты и поддержала любимый фестиваль.

После этих проникновенных слов на сцену поднялись Тонкюнстлероркестр и греческий композитор и дирижер Констанция Гурци, выступающая в этом году в роли composer in residence. Концерт открывался увертюрой к балету «Творения Прометея» Бетховена. Взлетела дирижерская палочка, и с первым же бетховенским аккордом начал накрапывать легкий дождь. Не растерявшись, публика тут же кинулась доставать дождевики, и короткая бетховенская увертюра целиком и полностью утонула в шелесте разворачиваемого целлофана. Следующим номером программы должен был прозвучать главный опус открытия – мировая премьера Поэмы для трубы и оркестра в пяти сценах Констанции Гурци. Но, как только отзвучал Бетховен, небеса разверзлись, и на Графенегг обрушилась вся стихия летней грозы – с ливнем, шквальным ветром и градом. Оркестранты побежали спасать свои инструменты, а публика еще пару минут послушно внимала бегущей строке, призывавшей оставаться на своих местах, а затем бросилась врассыпную. Естественно, в хаосе грозы маски и социальная дистанция были забыты – перед лицом очевидной метеорологической угрозы страх перед «невидимым» ковидом мгновенно сошел на нет. Сразу надо оговориться, что по итогам фестиваля, который закончился 6 сентября, не было выявлено ни одного случая заражения, ни у музыкантов, ни у публики. Непогода еще лишь однажды помешала ходу фестиваля: из-за дождя пришлось прервать концерт скрипача Юлиана Рахлина. Премьеру сочинения Констанции Гурци, основателя и руководителя известного ансамбля современной музыки Oktopus в Мюнхене, обещают осуществить в 2021 году.

Тонкюнстлероркестр на сцене «Волькентурм»

Кроме запланированной премьеры, главным «столпом» фестиваля в этом году стала, естественно, музыка Бетховена. Сам Бухбиндер не раз признавался, что не является сторонником концептуальных или тематических фестивальных программ и руководствуется прежде всего выбором музыкантов, однако в этом году его общеизвестная любовь к Бетховену взяла свое: в программу как минимум половины концертов входили сочинения юбиляра. Бетховенская музыка стала отличной основой для парада оркестров, дирижеров и, конечно, для долгожданной встречи с публикой самого Бухбиндера. Исполняя Четвертый фортепианный концерт Бетховена с Венским филармоническим оркестром под управлением венесуэльца Густаво Дудамеля, пианист демонстрировал образцовое единение с оркестром (периодически «дирижируя» из-за рояля), поражая одновременным сочетанием импровизационной свободы и внутренней сосредоточенности. Этот концерт – один из самых сдержанных и личных у Бетховена, чего стоит абсолютно революционное по тем временам решение начать экспозицию не с оркестрового тутти, а с нежного фортепианного соло. Вдумчивую лиричность, обрамленную, впрочем, виртуозной фортепианной техникой, Бухбиндер проносит до конца сочинения, ведя за собой слушателя от проникновенного диалога с оркестром во второй части к финалу-празднику.

Во Второй симфонии Бетховена, исполненной в тот же вечер, Густаво Дудамель, по праву считающийся одним из самых ярких и необычных дирижеров своего поколения, высекал из оркестра огонь, страсть и дивные лирические моменты. Эту симфонию редко исполняют как главный опус концертной программы, но в данном случае дирижер представил ее во всем великолепии, не чураясь порой некоторой театральности. Allegro первой части было начато с буквальным con brio, скерцо покоряло галантной элегантностью, а в финале дирижер вдохновил оркестр на настоящий музыкальный шабаш: живой, полнокровный, с прекрасным юмором! У Дудамеля репутация дирижера, не возвышающегося над оркестром, но позиционирующего себя на равных. И на концерте в Графенегге его точные жесты и зажигательный темперамент, несмотря на резко снижавшуюся температуру сентябрьского вечера, превращали оркестр в живой источник тепловой энергии.

Отдельной похвалы заслуживают музыканты Венского филармонического оркестра с их фирменным «теплым» звуком, они каждый раз подтверждают статус идеального музыкального организма, естественно существующего под руками разных дирижеров. Надо отдать должное организаторам фестиваля, которые смогли хотя бы отчасти использовать «коронный» кризис в свою пользу: обычно в середине августа Венский филармонический оркестр участвует в фестивале в Люцерне, но в этом году он трижды вышел на сцену в Графенегге. В «Героической симфонии» под управлением Франца Вельзера-Мёста (который в нынешнем сезоне возвращается в Венскую государственную оперу) оркестр демонстрировал безупречную тембральную внятность и владение всеми оттенками динамической палитры. Вельзер-Мёст мастерски соблюдает столь важный для него баланс логики и эмоций, выдерживая его даже в экстремальных темпах. Одним из самых сильных моментов симфонии стал траурный марш второй части – благородная скорбь, разливающаяся в безбрежное море, удивительно точно «рифмовалась» с бескрайним ландшафтом, окружавшим сцену.

Рудольф Бухбиндер и Венский филармонический оркестр

Еще один оркестр, чьему появлению на сцене фестиваль обязан актуальному кризису, – Симфонический оркестр Венского радио. В Австрии этот оркестр считается одним из самых интеллектуальных, поскольку ему часто приходиться работать с современными партитурами. В прошлом году главным дирижером оркестра стала американка Марин Олсоп (ученица Бернстайна). Половина прошлого концертного сезона по известным причинам не состоялась, поэтому дебют оркестра на фестивале в Графенегге можно было считать символическим ауфтактом к началу полноценного сотрудничества в новом сезоне. Выйдя на сцену, Марин Олсоп отметила, что ей очень приятно начать концерт с сочинения ее соотечественника – кантаты Самюэля Барбера «Ноксвилл, лето 1915» для сопрано и оркестра. Партию солиста исполнила одна из ведущих мировых лирико-драматических сопрано Камилла Нюлунд, чей репертуар охватывает сочинения от Моцарта и Вагнера до Штрауса и Хенце. В основе кантаты – фрагмент из автобиографической поэмы Джеймса Эйджи. Текст написан из перспективы ребенка, вспоминающего идиллический летний день: все в сборе, родители, брат и сестра загорают на лужайке, тихо болтая ни о чем. Совсем скоро отец мальчика погибнет в автокатастрофе, и этот прекрасный летний день останется в памяти как волшебный сон. Барбер написал эту пьесу в тот год, когда умирал его отец, и для него это произведение также стало данью ностальгическим воспоминаниям детства. Белокурая Камилла Нюлунд, с ее хрустальным тембром, сама казалась прекрасной сказочной героиней. В ее исполнении не было ни нарочитой детскости, ни излишнего драматизма, она следовала за романтической музыкой, трансформирующей болезненную память в идеальный стеклянный шарик с опадающим снегом.

Официальный лозунг фестиваля «Klang trifft Kulisse» можно вольно перевести на русский как «звук встречает панораму». Акцент на природной составляющей является залогом удивительной естественности этого фестиваля: интендант колесит по лужайке на гольф-карте, в музыку вмешиваются то звон колоколов соседней церкви, то стрекот цикад, то гул вертолета, а главной угрозой для музыкантов и публики при всей опасности ковида по-прежнему является летняя гроза.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди