12 Stradivari <br>Janine Jansen, Antonio Pappano <br>Decca Релизы

12 Stradivari
Janine Jansen, Antonio Pappano
Decca

Нидерландская скрипачка Янин Янсен представляет новый альбом, в котором она играет не на одном и даже не на двух инструментах, а на двенадцати – конечно, не одновременно. Этот диск можно смело назвать экспериментальным. Причем эксперимент проводится не только над самой Янсен и ее способностями адаптироваться к игре на различных инструментах, но и над слушателями, ведь именно им предлагается различить особые изобразительные качества отдельных скрипичных голосов. Все они собраны в большую сентиментально-­романтическую программу: от Фальи и Шумана до Элгара и Рахманинова – именно к этой музыке «привыкли» многие из представленных в альбоме инструментов.

Действительно, не так давно интерес исполнителей стал постепенно сдвигаться от композиторов и аранжировщиков в сторону создателей инструментов и, собственно, самим инструментам. В этой связи выбор скрипок Страдивари может показаться очевидным, однако он ставит перед музыкантом и свои вызовы: сделать так, чтобы инструменты заговорили отчетливо и убедительно, можно, только если они смогут оказаться в руках настоящего артиста, какой и является Янсен. Помогает ей в этом опыте чуткий и отзывчивый руководитель – именно так можно определить позицию Антонио Паппано, – который доказал, что он не только непревзойденный дирижер, но и пианист.

Этот диск приятно удивляет ощущением крепкой сцепки между всеми участниками музыкального процесса, наверное, именно поэтому он оказывается столь выигрышным. Удивительно, как это родство между исполнителями, инструментами и репертуаром обогащает звучание каждого трека. Некоторые из инструментов Страдивари не звучали в течение многих десятилетий и, возможно, никогда их голоса не были записаны в коммерческих целях. Другие принадлежали легендарным виртуозам, таким как Фриц Крейслер, Натан Мильштейн, Ида Хендель и Оскар Шумский. Эта наследственность оказывается особенно трогательной, когда Янсен исполняет Романс Анри Вьётана на той самой скрипке Страдивари 1710 года, которой он владел, или Liebesleid Фрица Крейслера на его скрипке Страдивари 1733 года.

Интересно, что ­какие-то скрипки были подобраны Янсен специально к предлагаемой музыке – и тут снова стопроцентное попадание. Наверное, этим выбором можно объяснить, почему вдруг переложение арии Ленского из «Евгения Онегина» звучит в этом альбоме необычайно драматично, а то же Анданте из рахманиновской Сонаты соль минор для виолончели и фортепиано так по-русски ранит душу своей необъяснимой томительной тоской. Действительно, любой удачно проведенный эксперимент – это, в конце концов, чутье экспериментатора, которое встречается с необходимым материалом и оборудованием.