«Турангалила-симфония» – редчайший гость на российской сцене. Кажется, последний раз в Москве ее играли в 2008 году на фестивале к 100-летию Мессиана, а в Санкт-Петербурге – в 2010, на XI международном фестивале «Площадь искусств». Причина – и в огромном составе, включающем солирующий рояль и экзотические “волны Мартено”, и в протяженности – полная 10-частная версия произведения звучит почти полтора часа, и в прихотливости музыкального языка. В 1948 году, когда композитор создавал симфонию, он увлекался древнеиндийскими религиозными учениями. По свидетельству музыковедов, Мессиан, считая, что восточные религии предвосхищают христианство и несут в себе представления о любви как основе жизни, изучал трактаты и ладовые системы индийской музыки.
Название «турангалила» составлено из двух санскритских слов туранга и лила, что может быть истолковано как «песнь любви, гимн радости, времени, ритму, движению, жизни и смерти», а главным итогом сочинения становится достижение чувства «сверхчеловеческой, льющейся через край, ослепительной и совершенной» радости.
Преамбулой станет Скрипичный концерт Бетховена, открывающий первое отделение. Солист – известный российский скрипач, лауреат Международного конкурса имени Чайковского Павел Милюков.
«Для нас – это обычная, текущая программа концертного сезона», – прокомментировала событие Ирина Авралева, художественный руководитель Воронежской государственной филармонии. Что ж, можно только поздравить филармонию с таким уровнем репертуара и солистов.
Меломаны, не сумевшие достать лишнего билетика, смогут попробовать это сделать на следующий день – программа будет повторена 23 марта.
А впереди – сногсшибательные планы: «Песни Гурре» Шёнберга, которыми 16 июня планируют закрыть «Платоновский фестиваль».