400 лет в четырех актах Книги

400 лет в четырех актах

Вышли «Этюды к истории оперы» Михаила Мугинштейна

Михаил Мугинштейн – историк оперы, музыковед, лектор, создатель премии Casta Diva и человек еще множества оперных профессий – более всего знаменит энциклопедическим трехтомником «Хроника мировой оперы», появившимся в диапазоне с 2005 по 2015 год. Теперь мы держим в руках «Этюды к истории оперы». Новая ли это книга? И да, и нет.

Многое из того, что в ней напечатано, мы уже читали в трех томах «Хроники». Там каждая из 400 опер, отобранных автором из всех созданных за 400 лет истории жанра, была представлена со многих сторон: выходные данные, история создания, сюжет, ключевые вехи в хронике постановок и записей, а также фотографии, сделанные в разные времена на всех мировых сценах. И был особый раздел – комментарии самого энциклопедиста. В ­них-то и формулировалось уникальное положение данного оперного произведения в истории и культуре, декларировалось отличие каждой из 400 опер от 399 остальных, устанавливались связи, переклички, предсказания и приветы. Теперь эти комментарии вынуты из «Хроники» и собраны вместе. Они стали «Этюдами».

Это сделано не буквально, а с коррекцией – поправкой на новые наблюдения автора. Так, если в «Хронике» опера Россини «Дева озера» была названа предшественницей его же «Вильгельма Телля», то в «Этюдах» ее влияние распространяется также и на «Чужестранку» Беллини. Если там анализ «Воццека» Берга ограничивался анализом «Воццека», то здесь мы можем прочесть про «Дон Жуана» Моцарта и про то, как Берг сумел претворить в своей опере моцартовский прием перемены функций фона.

Но все еще сложнее и красивее. Текст может быть и прежним, а вот конструкция книги, которую он наполняет, элегантна и нова. Книга сама выстроена как опера, где есть четыре акта, увертюра, пролог и парочка интермеццо. Выводок опер каждого отдельного композитора согнан в самостоятельную главу, главный герой которой теперь имеет не только имя, но и роль. Гендель – император оперы-­seria. Россини – Моисей оперной истории, вслед за которым оперный народ прошагал из классицизма в романтизм. Прокофьев – театральный маг. В разных разделах книги мы можем найти и другие тексты, написанные автором в течение десятилетий – научные статьи и критические рецензии. Все они выстроились в единую оперную конструкцию, которой не хватает только дирижера и певцов.

Новая книга вдвое меньше по формату, чем любой из трех томов «Хроники». Она напечатана убористым шрифтом на мелованной бумаге, очкарикам не рекомендуется и хилякам тоже, поскольку вес ее немал. Это соответствует содержанию. Читать «Этюды» нужно за партой, пощипывая бровь. Теоретические разделы написаны плотным научным языком. Музыковеда Мугинштейна к легкочитаемым беллетристам не отнесешь, как и чтимого им Бориса Асафьева, чьи «Симфонические этюды» отчасти стали образцами. Однако плотность мысли изнутри прогрета огненной эмоцией – как всегда у автора, чья пылкая страстность в отношении к своему предмету столь же велика, сколь и богатый опыт слушателя, и его энциклопедическая эрудиция.

М. Л. Мугинштейн. «Этюды к истории оперы». М.: Digital Art, 2020

Правдивые истории и красивые легенды Книги

Правдивые истории и красивые легенды

Нынешний обзор музыкальной литературы посвящен теме «классического рока».

Больше века в музыке Книги

Больше века в музыке

Все надо делать вовремя: посадить дерево, построить дом, вырастить сыновей и… написать мемуары.

Восставшие против палочки Книги

Восставшие против палочки

Юбилей Первого симфонического ансамбля отмечен выходом творчески придуманной книги «100 лет Персимфанса»

Переворачивая страницу Книги

Переворачивая страницу

В издательстве «АСТ» и его подразделении «Бомбора» вышла иллюстрированная история одного из столпов тяжелой музыки – группы Metallica.