Московская филармония продолжает абонемент «Весь Стравинский»

04.04.2023
Московская филармония продолжает абонемент «Весь Стравинский»

Московская филармония продолжает абонемент «Весь Стравинский»; он рассчитан на несколько сезонов и предполагает исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского, включая раритеты, практически не звучащие в России. Второй концерт цикла 8 апреля начнется малоизвестными оркестровками пьес Шопена и завершится знаменитой «Жар-птицей» – первым крупным триумфом Стравинского. На сцене – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Арсентия Ткаченко, солист – Михаил Головушкин (бас).

В концертах цикла «Весь Стравинский» слушателей ждет множество открытий, как стала открытием для парижской публики в 1910 году «Жар-птица» – кульминация нынешней программы. Прозвучит полная версия балета; от одноименных оркестровых сюит ее отличает не только продолжительность, но и богатство инструментовки, ошеломившей первых зрителей. На следующий день после премьеры балета в Париже молодой композитор буквально проснулся знаменитым – а вскоре «Жар-птица» была представлена и в других европейских столицах. Так началась международная карьера Стравинского – одна из самых ярких и важных глав в истории музыки ХХ века.

Этой главы могло бы не быть без Сергея Дягилева – великого импресарио, заказавшего «Жар-птицу» фактически начинающему автору. Первым сочинением Стравинского, которое услышал Дягилев, стала оркестровая миниатюра «Фейерверк», прозвучавшая в одном из концертов Александра Зилоти, выдающегося дирижера и пианиста. Зилоти также заказал Стравинскому инструментовку двух «Песен о блохе» на стихи Гёте – Бетховена и Мусоргского – для концерта с участием Фёдора Шаляпина. Как и «Фейерверк», обе они включены в нынешнюю программу.

Концерт откроется оркестровками двух пьес Шопена, на которых Дягилев проверял мастерство Стравинского – своего будущего композитора номер один. Именно этот заказ положил начало их сотрудничеству, изменившему судьбы искусства ХХ столетия. Оркестровки были сделаны для постановки балета «Сильфиды» и долго считались утерянными – публикация состоялась уже на рубеже XX–XXI веков. Как полагает дирижер Александр Лазарев, впервые исполнивший Ноктюрн и Большой блестящий вальс в наше время, участие Стравинского здесь столь заметно, что речь скорее о «сочинении Стравинского, имеющем отношение к Шопену». Действительно, в оркестровке хорошо слышен юмор будущего автора «Петрушки», всякий раз прерывающего тему вальса ударом тарелок. «Петрушка» прозвучит в третьем концерте цикла «Весь Стравинский» 13 мая; за пультом Российского национального молодежного симфонического оркестра – Филипп Чижевский.

Три русских балета – «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная» – остаются наиболее популярными и часто исполняемыми сочинениями Стравинского. Сам композитор это предвидел и воспринимал как неизбежность. Но после создания трех ранних шедевров Стравинскому было отпущено еще более полувека активного творчества. За это время им были созданы десятки произведений в самых разных жанрах и стилях, многие из которых до сих пор малоизвестны в нашей стране и практически не исполняются.

Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского звучит в одном концертном цикле, и происходит это на его родине. Проводником в мир Стравинского станет автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполнят наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям. В первом сезоне цикла «Весь Стравинский» звучат все крупные сочинения, написанные до 1913 года. В их числе:

— единственная в наследии Стравинского монументальная симфония;

— «Погребальная песня» памяти Римского-Корсакова, считавшаяся утраченной до 2015 года, когда ее ноты случайно нашли в списанном архиве Санкт-Петербургской консерватории;

— два всемирно известных балета: «Жар-птица» и «Петрушка»;

— символистская кантата «Звездоликий» на стихи Бальмонта;

— мировая премьера арии Шакловитого и Заключительного хора из оперы «Хованщина» Мусоргского в оркестровке Стравинского, восстановленной Ярославом Тимофеевым по черновикам композитора, и многое другое.