80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича События

80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича

9 августа 2022 года исполняется 80 лет со дня первого исполнения в блокадном Ленинграде знаменитой Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Музыка прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии, по громкоговорителям прогремела по улицам. И это уже стало победой – победой силы духа… Ведь известно, что именно к августу 1942 года войска вермахта планировали сломить и взять Ленинград.

С легкой руки Анны Ахматовой Седьмая симфония получила название «Ленинградская», и не случайно. Эта музыка впитала звуки бомбежек, душераздирающий вой сирен, гул самолетов, несущих смерть, спутанные от голодной слабости мысли и стук сердец миллиона ленинградцев, слившийся воедино с холодным постукиванием метронома. Все, кто слушал эту симфонию в тот вечер, это почувствовали. Написать произведение о войне, не прочувствовав ее на себе, было бы невозможно.

Сам автор, как и многие другие, испытал на себе весь ужас внезапно перевернувшейся жизни страны. Шостакович долго сопротивлялся решению властей вывезти его и близких в эвакуацию из Ленинграда, вокруг которого сжималось кольцо блокады. В это время он работал над Седьмой симфонией, законченной в декабре 1941 года уже в Куйбышеве (Самаре), где 5 марта 1942-го состоялась ее премьера и откуда началось победное шествие симфонии по городам нашей страны и радиостанциям мира. Через месяц после премьеры Шостакович был удостоен Сталинской премии. Но композитор мечтал о том, чтобы его симфония прозвучала там, где оставалось его сердце, – в Ленинграде.

Многие деятели искусства разделяли все тяготы блокады с народом. Поэтесса Ольга Берггольц писала стихи и читала их на радио, становясь для истощенных и измученных ленинградцев другом, утешением, подтверждением, что надо держаться. Артисты театра Музкомедии показывали самые яркие постановки своего репертуара. Спортсмены провели легендарный блокадный футбольный матч. И всё это для того, чтобы ленинградцы, а главное – противники, надеющиеся сломить дух нашего народа, знали: город живет! Своим творчеством они помогали и себе самим, это был смысл, стимул не сдаваться, ступенька в завтра.

Весной 1942 года по радио объявили призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в оркестр Ленинградского Радиокомитета для подготовки премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича под управлением Карла Элиасберга.

Кто знает, состоялся бы этот концерт, если бы, например, дирижера симфонии Элиасберга, ослабевшего физически, на первые репетиции на саночках не привозила бы супруга, пианистка Надежда Бронникова.

Он ослабел физически, но не духом, смог остаться неравнодушным. Так, незадолго до премьеры Элиасберг не досчитался на репетиции одного музыканта. На вопрос, что с ним, ему ответили: умер. Элиасберг потребовал отвезти его туда, куда доставили тело музыканта. Странная прихоть, подумали коллеги, но дирижера отвели в находящуюся неподалеку от репетиционной студии комнату. «Так он жив!» – воскликнул дирижер, когда увидел «тело» музыканта. И действительно, музыкант оказался живым и вскоре продолжал репетировать.

В гостинице «Астория», недалеко от Радиокомитета, был создан стационар для особо истощенных, где музыканты и дирижер смогли немного набраться сил. Первые репетиции были короткими, музыканты, которым хватало сил подняться в репетиционную на четвертый этаж, играли по 20–30 минут, кто не мог подняться – слушали на улице. Из-за бомбежек и обстрелов часто приходилось прерываться.

 

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович», – говорится на первой странице, в эпиграфе к программе концерта. Ее «фотографию» – электронную копию – хранит Президентская библиотека. Оцифрованы и доступны на портале и рукописные партитуры Седьмой симфонии с многочисленными дирижерскими пометами. Это те самые тетради, которые под артиллерийским огнем вместе с продуктами и медикаментами военным летчиком были доставлены в осажденный город.

В подготовке к тому легендарному концерту приняли участие не только музыканты, но и военные. Не только те, что были призваны с фронта для восполнения недостатка музыкантов. Перед премьерой командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров поставил четкую задачу: ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича. И это было выполнено. Симфония прозвучала, не прерываясь, как в мирное время.

Позднее Карл Элиасберг вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев – всё это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили».

Пресс-служба Президентской библиотеки

Послушать, подумать, помолчать События

Послушать, подумать, помолчать

Теодор Курентзис исполнил в «Зарядье» поздние сочинения Шостаковича

Ты не пугайся: остров полон звуков События

Ты не пугайся: остров полон звуков

В Московском музее современного искусства проходит выставка саунд-художника Сергея Филатова «Я слышу тебя»

Не каприз События

Не каприз

Двадцать четыре каприса Никколо Паганини звучат в концертах очень редко. Тем интереснее было услышать их в исполнении отважной ученицы Эдуарда Грача Агаши Григорьевой

Премии для дам и кавалеров События

Премии для дам и кавалеров

На Новой сцене Большого театра состоялась церемония вручения Российской оперной премии «Casta Diva»