Лаборатория музыкальных звуков События

Лаборатория музыкальных звуков

В преддверии большого гастрольного тура по городам Японии пермский оркестр musicAeterna и его лидер Теодор Курентзис дали несколько концертов в России.

Проездом – из Парижа, с премьеры нашумевшего грандиозного кинопроекта «Дау» – в страну восходящего солнца с первыми неевропейскими гастролями оркестра – Курентзис и его музыканты осчастливили российских меломанов, а происходит это теперь отнюдь не часто. Программа из самых известных сочинений Чайковского была везде в общих чертах едина, вот только Перми, Екатеринбургу и Петербургу в качестве солиста в Скрипичном концерте достался Айлен Притчин, а Москве – Патриция Копачинская. Судя по всему, это были абсолютно разные концерты. Для публики всех городов выступление оркестра Курентзиса оказалось событием, для кого-то точно – открытием и потрясением, впрочем, не обошлось и без скептических ноток. Так уж повелось, что этот дирижер вызывает запредельно контрастную реакцию, все, что угодно, кроме равнодушия.

Екатеринбург был первой после Перми точкой гастрольного турне. В уральской столице Курентзис выступал уже дважды, первый раз – в рамках Симфонического форума России, а год назад – в обычном абонементном вечере. Оба раза публике был явлен Бетховен, Пятая и Седьмая, а затем Четвертая и Шестая симфонии, с которых словно сдули музейную пыль и хрестоматийный глянец. Оба раза венский классик представал автором запредельно быстрых темпов и невероятной энергетики, без малейших намеков на романтическую рефлексию. И два этих концерта, как и молва, создали в Екатеринбурге маленькую армию поклонников Курентзиса, которая стала ездить в соседнюю Пермь на громкие премьеры и с нетерпением ждать его следующего приезда. Когда в Свердловской филармонии незадолго до концерта решили организовать просветительскую лекцию о самом обсуждаемом на сегодняшний момент дирижере и его оркестре – от желающих не было отбоя. Снятую на любительское видео ее посмотрело более 25 тысяч человек, что стало полным сюрпризом как для филармонии, так и для лектора (и автора этих строк). А в ночь перед концертом (Курентзис обожает вечерне-ночные форматы) в Ельцин Центре он появился вместе с пианистом Алексеем Гориболем, в присутствии самых избранных состоялась их беседа. Говорили о музыке. О Чайковском, об особенностях некоторых сочинений, причем без скидок на аудиторию. Встреча была коротка, но Курентзис успел сказать важнейшие вещи, как всегда облеченные им в форму философско-­поэтических откровений: «Музыка Чайковского – это музыка сострадания. Ты сидишь в темнице и вдруг слышишь ее, она говорит тебе: “Не бойся, я здесь. Ты спасешься”».

Концерт увлек и захватил, удивил и заставил задуматься. Предварительная программа предполагала Скрипичный концерт и Третью сюиту, которая в последний момент была заменена Четвертой симфонией. Не каждый раз присутствуешь на концерте, в котором вместо двух отделений звучит практически три, ведь сыгранная на бис увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» меньше всего похожа на обычные кунштюки и оркестровые безделушки. Не припомню и такого, что продемонстрировал Айлен Притчин, один из самых заметных скрипачей своего поколения, тонкий и импульсивный музыкант. Отыграв в первом отделении Скрипичный концерт, он совершенно спокойно занял место концертмейстера оркестра во втором и остался равен сам себе. Казалось бы, зверски заигранные шлягеры, знакомые практически наизусть, но после концерта, уверена, почти каждый спрашивал себя: так что это было?

Немножко концерт-репетиция, концерт-эксперимент. Понятно, что в Японии Чайковского любят до самозабвения, но Курентзису всегда важно представить композитора не столько ожидаемым, сколько «своим». И он позволил себе глубоко личное, интимное отношение к Петру Ильичу, на которое способны только русские. Кстати, грек Курентзис очень часто называет себя «русским музыкантом», пожалуй, впервые я бы не стала в этом сомневаться. Это была музыка как портрет. Человека необычайно деликатного, тонкого, ранимого, стеснительного. Нежного – вот, пожалуй, верное слово. Кто еще способен своей музыкой нас так утешить и поддержать, как Петр Ильич, и дирижер тут прав тысячу раз. А еще музыка как лаборатория звуков. Курентзис, как обычно, а может сильнее обычного колдовал с динамикой, с магией контрастов во всем. Звук в широчайшем диапазоне. А что если сыграть так тихо, как только это возможно? Пусть будут те самые 6 piano. А что если убрать из Скрипичного концерта всю полагающуюся этому жанру репрезентативность, самодовольную виртуозность и бьющую в глаза праздничность? И конечно, музыка как театр. Где главные действующие лица – наши чувства и эмоции. Уж что-что, а захватывающую театральную драматургию симфонической партитуры Курентзис может представить как никто другой. В «Ромео» внутренним взором можно было пронаблюдать все, от первого взволнованного шепота влюбленных до скорбной траурной процессии, и ощутить финальное просветление как надежду. А Четвертую симфонию прочитать как книгу жизни, большой и сложной. Ведь внутренне чутье и ощущение художественного времени, а также умение почти зримо показывать процесс строительства музыкальной формы у Курентзиса не отнимешь.

Солирует Айлен Притчин

И впрямь, это может нравиться и не нравиться, это может завораживать и раздражать, это может сбивать с толку своей нежданной правдой, но это всегда заставляет вслушиваться и остро чувствовать вначале и долго обдумывать потом. После концерта – зафиксировала с особым удовлетворением – даже самым оголтелым фанатам дирижера не хотелось извергать бешеные восторги, а тихонько пойти и размышлять. А самым чутким – наверное, поплакать. В Японии, не сомневаюсь, было море слез…

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории