О прошлом, настоящем и будущем фестиваля подробно рассказала на пресс-конференции его руководитель – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ольга Ростропович. Имена, цифры, программы, концертные площадки – своеобразный «отчет о проделанном» поразил масштабами. А в фразе: «я отчитываюсь не столько перед журналистами, сколько перед папой», – наверное, заключена суть фестиваля. Все, что делается, делается в память о Ростроповиче, и это очень ощутимо. Не только услышать, но и увидеть некое «приношение» Мастеру можно будет в фойе Большого зала консерватории – там откроется выставка, посвященная творчеству Ростроповича и фестивалю.
В этом году состоится шесть концертов на трех площадках (традиционно – в БЗК и КЗЧ, а еще в новом для проекта зале «Зарядье»), каждый из которых станет событием для московской публики. Откроет фестиваль концерт оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, близкого друга и Мстислава Ростроповича, и фестиваля. А солировать в концерте Шумана будет виолончелист Энрико Диндо – победитель Международного конкурса Ростроповича в Париже.
Концерты 29, 30 и 31 марта удивят разнообразием оркестров (один из старейших коллективов Европы – Симфонический оркестр Teatro Real под управлением Густаво Химено и оркестр Национальной Академии Санта-Чечилия, дирижер Антонио Паппано), молодых солистов (скрипачка Летисия Морено, в руках которой мы услышим старейший инструмент мастера Николо Гальяно, и пианист Франческо Пьемонтези) и программ – от Бетховена и Малера до Стравинского и Шимановского.
Особым сюрпризом станет концерт 1 апреля – в «точке золотого сечения» фестиваля. Оркестр «Йокогама симфониетта» под управлением Казуки Ямады исполнит наизусть (!) моцартовскую симфонию №39, а во втором концерте Бетховена будет солировать слепой от рождения японский пианист Нобуюки Цудзии, некогда поразивший Вана Клиберна. В концерте закрытия тот же японский оркестр исполнит «Шотландскую симфонию» Мендельсона и скрипичный концерт Бетховена (солистка – Вильде Франг).
На вопрос о критерии отбора исполнителей Ольга Ростропович ответила кратко: «Мне интересны музыканты, от игры которых я испытываю потрясение». Этим качеством в полной мере обладал Мстислав Ростропович – и те, кто оказался в ореоле его личности, продолжают его дело с честью. Поэтому московский фестиваль (а еще – его продолжения в Оренбурге и Баку), несомненно, – одно из важнейших событий весны.