Екатерина Бирюкова, музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru6, 7, 8, 9 марта |
Одна из самых популярных сегодня в мире опер в Большом театре никогда не ставилась. История девушки, у которой все как-то не по-людски, изначально основанная на фольклорных мифах, в нынешнем режиссерском оперном мире оказалась очень кстати. В новейшую историю «Русалка» Дворжака вошла не только с именем певицы Рене Флеминг, но и с яркими постановками Роберта Карсена, Йосси Вилера/Серджо Морабито, Мартина Кушея, Стефана Херхайма, Барри Коски. В Большом ее ставят режиссер Тимофей Кулябин и дирижер Айнарс Рубикис, съевшие вместе не один пуд соли: четыре года назад был уничтожен отличный новосибирский «Тангейзер», который они делали вместе. Так что эта постановка – одно из главных музыкально-театральных ожиданий сезона.
Придирчивым ценителям старинной музыки, которых становится все больше, Московская филармония предлагает легендарный коллектив – французский оркестр «Музыканты Лувра», которым уже почти четыре десятилетия руководит маэстро Марк Минковски. Французское барокко ими изучено вдоль и поперек. И хотя на сегодняшний день их репертуар намного шире и простирается чуть ли не до Вагнера, для первых за 25 лет московских гастролей «Музыканты» выбрали композиторов, которые с ними ассоциируются наверняка – Рамо и Глюка. Правда, одно из заявленных в программе сочинений – «Воображаемая симфония» Жана-Филиппа Рамо – своего рода фейк. Такой симфонии придворный композитор Людовика XV не сочинял, «Музыканты» сами ее составили и любовно сшили из фрагментов его оперно-балетной музыки. Второе сочинение не фейк, хотя и называется – музыка к балету «Дон Жуан». Ее автор – Кристоф Виллибальд Глюк, младший современник Рамо, во второй половине жизни также немало потрудившийся для французской музыкальной культуры. «Дон Жуан», правда, написан им еще в Вене и поставлен там в 1761 году. В отличие от моцартовского однофамильца глюковский Дон Жуан заявляется на кладбище по приглашению Командора, там и гибнет.
В день рождения Мстислава Ростроповича – 27 марта – московский фестиваль его имени открывается уже в десятый раз. За это время он стал прежде всего самым щедрым оркестровым форумом, собирающим коллективы со всего мира. В этом году с 27 марта по 3 апреля в Москве выступят 5 оркестров. Главный зарубежный гость – Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия под управлением Антонио Паппано (30 и 31 марта). А главный российский – знаменитая «Заслуга», достояние Санкт-Петербурга и его белоколонного зала Филармонии. За пультом – царственный Юрий Темирканов. Возможность услышать «ленинградский звук» без всяких примесей будет во втором отделении, где объявлена симфония «Из Нового Света» Дворжака. В первом внимание слушателей все же будет приковано к итальянскому виолончелисту Энрико Диндо, солирующему в концерте Шумана. В 1997 году он одержал победу на парижском конкурсе Ростроповича, и с тех пор его певучая виолончель покорила лучшие площадки мира, в том числе и российские: на прошлогодний фестиваль «Vivacello» он приезжал вместе со своим камерным коллективом I Solisti di Pavia.
Лев Ганкин, музыкальный журналист и радиоведущий |
Афиша юбилейного концерта британского проекта The Orb в Москве поначалу заставляет недоверчиво прищуриться: неужели этой группе – а значит, и породившему ее музыкальному жанру хаус – уже тридцать лет? Казалось бы, подобные круглые даты пристало отмечать заслуженным рокерам или блюзменам – но уж точно не апологетам танцевальной электронной музыки, которая вроде бы и возникла-то совсем недавно. Однако время летит, и постеры концерта в самом деле не врут: The Orb, с дюжиной студийных альбомов за плечами (не считая короткометражек, синглов, ремиксов и прочей параферналии), уже прочно пребывают в статусе ветеранов. А на ранние хиты вроде «Little Fluffy Clouds» публика на их концертах реагирует примерно так же, как посетители выступлений, скажем, группы The Rolling Stones, когда те вспоминают о «Satisfaction» или «Paint It Black».
Спустя три десятилетия ясна и главная заслуга ансамбля, функционировавшего в разные годы в разных составах, но чаще всего – как дуэт с одной постоянной фигурой (диджей и продюсер Алекс Патерсон) и одной переменной (в этой роли выступали Джимми Каути, Крис Уэстон, Энди Хьюз и – в последние два десятка лет – немец Томас Фельманн). Своими записями, состоящими преимущественно из масштабных, развернутых инструментальных композиций, порой лишенных даже четкого бита – этой первоосновы электронной поп-музыки, – The Orb доказали жизнеспособность хауса за пределами танцпола. Положа руку на сердце, для плясок их музыка годилась лишь спорадически, а вот для вдумчивого, созерцательного прослушивания – почти всегда, перенося слушателей в некие вымышленные альтернативные миры. После выхода концептуальных альбомов «The Orb’s Adventures Beyond the Ultraworld» и «U. F. Orb» музыкантов стали называть «Pink Floyd от электроники» – Патерсон, бывший в юности панком и футбольным хулиганом, сначала в ужасе от этого титула открещивался, а в 2010-м смирился и даже записал совместную пластинку с гитаристом настоящих Pink Floyd Дэвидом Гилмором. В самом деле, The Orb подчас обнаруживали вполне пинк-флойдовскую страсть к концептуальным альбомам, продолжительным инструментальным экспозициям и межзвездным путешествиям в звуке – просто реализовывали ее посредством семплера и драм-машины, а не живых гитар и ударных.
Дискографию ансамбля не назовешь ровной: блестящие попадания The Orb даже в лучшие годы периодически чередовали с невнятицей. Однако в связи с юбилеем Патерсон и Фельманн почти наверняка представят в Москве своеобразный the best of – микс из своих самых ярких композиций за тридцать лет карьеры.
Пионер стиля трип-хоп – медленной, ползучей, неуютной и отчаянной электронной музыки родом из города Бристоля – певец и композитор Трики, казалось, оставил свои главные достижения в прошлом. В начале 1990-х он сотрудничал с Massive Attack, возможно, самой выдающейся бристольской группой (лидера которой, Роберта дель Ная, порой подозревают в том, что он и есть Бэнкси, автор знаменитых граффити), засветился с яркими камео на ее культовых альбомах «Blue Lines» и «Protection» и, наконец, сотворил всамделишный трип-хоп-шедевр первым же сольным выходом – диск «Maxinquaye» 1995 года, посвященный матери артиста, это своего рода компендиум жанра, непревзойденная сумма его достоинств. За «Maxinquaye», однако, последовала целая россыпь пластинок менее выразительных: Трики то безуспешно стремился вновь нащупать атмосферу своих ранних работ, то, наоборот, решительно порывал с ними и экспериментировал с иными музыкальными жанрами – например, панк-роком, – и в целом, производил впечатление человека, не вполне отдающего себе отчет в том, чего он хочет. Странно выглядели и его концерты: временами артист ограничивался тем, что всю дорогу бесцельно блуждал по сцене, то и дело невпопад говоря что-то в микрофон, пока его музыку послушно, но без искорки исполнял умелый аккомпанирующий состав.
В последнее время, однако, у Трики, похоже, наметился своего рода ренессанс – он вновь, после долгих лет, объединил силы с Massive Attack и записал с ними яркую композицию «Take it There», а еще внезапно обрел вдохновение в русском рэпе. Побывав несколько раз в России с концертами, музыкант проникся сначала творчеством Басты/Ноггано, а затем и остальных здешних мастеров речитатива. В связях он при этом довольно неразборчив, охотно сотрудничая как с пермским рэпером Сявой – персонажем откровенно пародийным, чья медийная активность со времен стародавней песни-мема «Бодрячком, пацанчики» похожа на затянувшуюся несмешную шутку, – так и, например, со Скриптонитом, артистом из Казахстана, в самом деле вносящим в русскоязычный хип-хоп абсолютно свежие краски. Последнего респектабельный интернет-портал AllMusic назвал «самым ценным игроком» альбома «Ununiform», который Трики записал в 2017 году. Автор этих строк никогда не забудет, как спустя пару дней после издания пластинки услышал узнаваемую читку Скриптонита на полной громкости в музыкальном магазине города Гамбурга – и долго не мог понять, что происходит: в те годы считалось, что русский рэп – это вещь исключительно для внутреннего пользования. Оказалось – уже нет: по крайней мере, в песнях с «Ununiform» Скриптонит, Смоки Мо и другие отечественные рэперы в самом деле играют далеко не последнюю роль.
Концертная форма Трики достаточно непредсказуема – она зависит почти в буквальном смысле от того, с какой ноги музыкант встанет в тот или иной день. Однако для здешней музыкальной сцены он с некоторых пор не чужой человек, и очередное московское выступление, вполне вероятно, не обойдется без неожиданных гостей с российской стороны. Благодаря Трики, их музыка зазвучала за границей и оказалась там вполне конкурентоспособной, даром что язык, на котором общаются с аудиторией современные местные рэп-артисты, зарубежным меломанам, разумеется, абсолютно не понятен. Но в конце-то концов, и мы ведь не всегда понимаем, что бормочет сам Трики – что никогда не мешало нам ценить его туманные, будто бы расфокусированные и притом цепкие и захватывающие песни.