Акцент в этом году сделан на концертной составляющей. Фестиваль представит всю палитру музыкальных явлений: от старинных сочинений до остросовременных экспериментальных опусов, с пристрастием отобранных художественным руководителем Теодором Курентзисом. Откроется фестиваль 20 мая и продлится 11 дней.
Особенность Дягилевского фестиваля 2019 года — это мощная концертная программа. Она откроется Девятой симфонией Малера, опирающимся на традиции, но модернистским по сути, последним завершенным сочинением композитора. Монументальное и крайне сложное произведение исполнит, по сложившейся традиции, Фестивальный оркестр, состоящий из музыкантов musicAeterna и приглашенных исполнителей.
Финальной точкой фестиваля станет «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса. На этот раз интерпретацию Теодора Курентзиса воплотит один из лучших западных коллективов, оркестр, многие годы сотрудничающий с маэстро в Европе, но впервые выступающий в Перми, — Mahler Chamber Orchestra — совместно с пермским хором musicAeterna. Маэстро вновь поднимется на главную фестивальную площадку — сцену Пермской оперы с концертной версией оперы Моцарта «Идоменей», которую летом представит в Зальцбурге вместе с режиссером Питером Селларсом.
Еще несколько самобытных музыкальных коллективов привезут в Пермь свои программы. В частности, впервые в России выступит французский ансамбль старинной музыки La Tempête, который представит оригинальное музыкальное повествование, сложенное из сочинений двух барочных авторов: оратории Генриха Шютца о воскресении Христа и мадригалов Германа Шайна. Художественный замысел концертов La Tempête подразумевает чувственное погружение слушателей в музыку, связь с пространством и артистами, поэтому предполагает активное сотрудничество с другими видами искусства, такими как: электроакустическая музыка, театр, танец, свет, видеомаппинг.
Необычным по подаче обещает быть и концерт ансамбля Klangforum Wien. Под этим названием скрываются 24 музыканта из десяти разных стран, убежденные в том, что музыка способна преобразить мир к лучшему. Они исполнят два произведения одного из лидеров в области экспериментального звучания, мастера микротональной музыки Георга Фридриха Хааса, который станет одним из композиторов-резидентов фестиваля. Австрийский оркестр сыграет пьесу Хааса «Гиена» — предельно искренний диалог с внутренней «гиеной» — алкоголизмом, — написанную на текст актрисы, писательницы и супруги композитора Моллены Ли Уильямс-Хаас. Второе сочинение композитора — Струнный квартет № 3 «In iij. Noct» — музыканты исполняют в полной темноте, без нот, находясь максимально далеко друг от друга. Они взаимодействуют исключительно через звуки и сами решают, как далеко готовы зайти, прежде чем повернуть обратно. Продолжительность произведения определяется непосредственно во время исполнения.
Второй композитор-резидент — Арво Пярт. Его музыка будет звучать в концерте двух уникальных хоровых коллективов, созданных Теодором Курентзисом: пермского musicAeterna и кипрского ByzantiAeterna.
Также запланирована серия сольных концертов в рамках фестиваля: Вадима Холоденко, Алексея Любимова, Джованни Соллима, Михаила Мордвинова, Антона Батагова, Сесиль Лартиго, Полины Осетинской, Алексея Гориболя, Маттиаса Хёффса и Кристиана Шмитта. Каждый выступит с уникальной авторской подборкой сочинений от барокко до авангарда.
«Уже в седьмой раз я собираюсь приехать в Пермь на Дягилевский фестиваль, – поделился Антон Батагов. – И каждый раз это для меня большое событие, очень радостное, и я всегда этого очень жду. Это не просто приехать, выйти на сцену и сыграть какую-то музыку, это атмосфера, частью которой каждый участник становится, как только он сходит с самолета. Это гораздо больше, чем просто профессиональная работа каких-то людей. Это особенный момент в жизни».
Событием для ценителей интеллектуального эксперимента станет показ спектакля легендарного Анатолия Васильева «Старик и море», поставленный им в 2017 году для Чеховского фестиваля и сразу попавший в число раритетов, которые нужно ловить в программах фестивалей-счастливцев. Творческий поиск и исследование границ и бесконечных возможностей современного театра продолжат спектакль-путешествие испанского театра Kamchàtka и перформанс Анны Гарафеевой на музыку Алексея Сюмака «Нить».
Вновь на фестивале будут реализованы все необычные, но ставшие уже привычными для постоянных зрителей форматы: piano и струнный gala в Доме Дягилева, которые проходят в полной темноте без объявления программы, концерты на рассвете в зале «деревянных богов» Пермской художественной галереи, концерты альтернативной музыки и afterparty. Продолжится лабораторная работа: творческие встречи, лекции, мастер-классы, словом — общение с постановщиками и артистами в любом формате и без ограничений. Основной площадкой для экспериментальных проектов, неформального общения и творческого поиска станет завод им. Шпагина, с прошлого года превратившийся в свободное креативное пространство. Если в прошлом году в распоряжении артистов был один цех, то на этот раз события будут проходить в нескольких производственных помещениях и на территории, прилегающей к заводу.
По словам Теодора Курентзиса, «большая удача, что в центре города, в самой старинной его части, есть такое место, где мы можем создавать культурный кластер — творческую лабораторию, где стирается граница между зрителем и исполнителем, где люди могут почувствовать свободу и искусство может стать частью повседневной жизни. И тогда новые поколения узнают Пермь с другой стороны — не как закрытый город, а как открытый. То есть происходит как бы открытие закрытого города. Поэтому очень важно, что завод Шпагина станет штаб-квартирой Дягилевского фестиваля — центром возникновения новых культурных и эстетических ценностей».
Образовательная программа и программа Фестивального клуба будет объявлена в течение двух недель. Благодаря поддержке бенефициарного владельца ПАО «Метафракс» Сейфеддина Рустамова в этом году будет продолжен спецпроект «Womеn in art», призванный помочь в освоении «традиционно не женских» специальностей в сфере искусства студенткам, а также будет реализован проект «Тонкая химия», который даст возможность молодым композиторам, режиссерам и исполнителям проявить себя на большой площадке международного фестиваля.