Чувства троих Контркультура

Чувства троих

Московская инди-поп-группа OQJAV – ​один из самых искренних и многогранных коллективов в отечественной независимой музыке. OQJAV трудно поддаются классификации. Формально это инди, но с тем же успехом можно сказать, что музыка OQJAV – ​это бесконечные опыты поиска оптимального звукового сопровождения для лирики лидера группы Вадика Королева.

Борис Барабанов (ББ) встретился с музыкантами OQJAV Вадиком Королевым (ВК), Ярославом Тимофеевым (ЯТ) и Дмитрием Шугайкиным (ДШ) на концерте английской группы Jungle в ГлавClub, чтобы выяснить, откуда берутся песни OQJAV, сложно ли существовать в современном информационном пространстве и почему все опять слушают русскую музыку.

Три источника

ББ Правда ли, что вы не слушаете чужие песни?

ВК Да. Намеренно не слушаю ничего. Иначе голова лопается от информации.

ББ Откуда же берется вдохновение?

ВК Наверное, с улицы, случайным образом. Или выползает изнутри. Но это касается только меня, это только я закрываюсь от информации. Ребята – нет. Мелодии у всех все равно крутятся в голове.

ЯТ У нас очень разный бэкграунд. Поэтому, когда мы встречаемся, эти разные миры, сталкиваясь, дают результат. Даже если ничего нового не слушать. Я родом из классической музыки. С популярной музыкой долгое время, можно сказать, вообще не был знаком.

ДШ Я слушал много разной музыки, примерно то же, что и все, и механизм формирования моего опыта – это, скорее всего, подражание. Ты сначала пародируешь, потом делаешь что-то свое.

ЯТ Дима у нас в группе единственный, кто каждую пятницу смотрит, что нового вышло, новые релизы.

ДШ Но прощелкиваю чаще, чем останавливаюсь.

ВК Мы с Димой живем в одной квартире, поэтому, если он говорит: «Смотри, какая классная группа», я прислушиваюсь. С Jungle так и было.

Женщина на корабле

ББ Я помню, как мне показывали первую группу Вадика «Пилар». Это как раз была типично подражательная музыка.

ВК Наверное, да. В тот период я вообще не всегда понимал, кто я, что я делаю. Это была как будто не моя история. Все участники группы играли что-то разное. Кого-то из ребят тянуло в сторону Red Hot Chili Peppers, кто-то хотел просто часто репетировать, потому что энергии было много. Какие-то моменты вспоминаю с теплом, но, скорее, человеческие. Правильно, что завершилось.

ББ Группа, в которой есть женщина, и группа, в которой нет женщины, – это совершенно разные химические соединения. Ты согласен?

ВК У нас с Катей Павловой так совпало, что одновременно с существованием первого состава группы OQJAV была еще и любовь. Я не могу сказать, насколько сложна эта химия, но она, определенно, другая. Я влюбился, а потом мы подумали, почему бы не поиграть во что-то еще, например, в музыку? И прекратилось все тоже примерно одновременно и вполне логично. Если говорить о химии… Да, я носил бас-гитару, хотя на бас-гитаре играла Катя, но это не про химию, наверное… В том составе OQJAV химические связи рождались именно в тройке, я не могу сказать, что мы с Катей заранее что-то делали, а Даниил Шейк потом добавлял свое. Мы все делали вместе, это были чувства троих. Вымученных песен не было. Я помню, как после первой репетиции у меня закружилась голова: неужели так легко может что-то получаться? Когда этот состав распался, я сомневался, продолжать ли работать под тем же названием. К тому моменту, когда были объявлены последние концерты того состава, мы с Ярославом уже готовили новый материал. Некоторое время с нами, как продюсер, работал Катин гитарист Дима Емельянов, потому что я только сонг­райтер, а Слава вообще из другой среды.

ЯТ Мы с Вадиком познакомились «на моей территории»: я поехал как журналист писать про «Пасхальный фестиваль» Валерия Гергиева, а Вадик работал там с Ларисой Гергиевой и таскал рекламные баннеры. Поначалу не было мыслей о совместном творчестве, мы все же очень разные люди. В те годы я был музыкальным обозревателем в газете «Известия». А потом, когда ушел оттуда, образовалось свободное время. И вот я получил предложение от Вадика, человека, которого я считаю очень талантливым и точным. С возрастом я понял, что мне, как музыковеду, не хватает этой части спектра. Без знания массовой музыки я не могу понять, как живет классика. То есть, наряду с человеческой симпатией, был научный интерес.

Место на карте

ББ В продолжение темы музыковедения: насколько для группы OQJAV важно, чтобы ваша музыка была описана, классифицирована, препарирована? Или в наше время достаточно «да/нет» или просто лайка?

ВК Я сам не умею ничего классифицировать. Нет, понятно, что, если я слышу ритм регги, я скажу: «О, регги!» Но, как человек, далекий от теории, я предпочитаю более человеческие, эмоциональные оценки.

ЯТ Одно из свойств хорошей музыки – это когда она больше, чем ее автор, чем его задумка. Кто-то сказал, что если произведение не получилось шире автора, то не было и смысла его создавать. Мне очень интересно читать рецензии на нашу музыку. Интересно обнаруживать какой-то свежий эпитет, понимать, что человек нашел что-то, чего я в нашей музыке не заметил. Я ценю музыковедение как генерирование идей о музыке.

ДШ Конечно, полезно, когда о тебе пишут, когда тебя упоминают где-то. Но важнее делать музыку, чем говорить о ней. Я не знаю, в какой ситуации чье-то мнение может мешать моей музыке.

ББ Если представить себе огромную карту современной русской музыки, где на ней место группы OQJAV?

ЯТ Костяк тех, кто любит нашу музыку и общается с нами, – это люди около тридцати лет, наверное. Я говорю о тех, кто не просто приходит на концерты, а составляет с нами одно сообщество. Если же брать сухую статистику из «ВКонтакте», то это люди в возрасте 21–24 лет. И даже это для инди-поп-группы – очень «взрослые» цифры. Потому что условные «Мы», «Монеточка»* (признана иноагентом на территории РФ) и «Мальбэк» – это слушатели в возрасте 15–17 лет. Даже если мы стареем вместе с нашей аудиторией, мне кажется, это неплохо. Что касается стиля: вот это понятие «инди» о стиле, по сути, ничего не говорит, оно только обозначает способ существования группы. Да, у нас нет продюсера, который диктует нам, что делать. И такое возможно в музыке любого стиля. Чего только организаторы гастролей не пишут на наших афишах: «трип-хоп», «деструктивный электропоп»…

ДШ На самом деле чаще всего пишут просто «музыкальное трио».

ББ Вы существуете не только в музыкальном поле, но и, говоря шире, в интеллектуальной среде. У Вадика вышла книжка стихов, Ярослав редактирует журнал. Вы общаетесь с поклонниками. Может быть, это и есть ваша уникальная позиция?

ВК Но при этом общаться мне далеко не всегда легко. Меня даже упрекают иногда: вот, ты уже две недели не выкладывал фотки в Инстаграм (запрещен в РФ). Никак не могу заставить себя выработать какую-то регулярность в этом смысле. Это тяжело. Можно, конечно, что-то придумать, выкладывать каждый день небо, например, – оно каждый день другое. С другой стороны, люди чувствуют, когда тебе нечего сказать, и ты что-то делаешь только потому, что вроде бы должен. Это всегда видно, публику не обманешь. А когда ты вдохновлен, наполнен, все рады.

ББ Мне интересно наблюдать за вашими видео. Они ведь тоже часть той среды, о которой я говорю.

ВК Так получилось, что у нас действительно много видео. Чаще всего съемки клипов – не наша инициатива. Предлагают либо друзья, либо вообще люди со стороны. У нас нет какого-то бизнес-плана в этом смысле, но на удивление часто происходит так, что предложения о съемках извне поступают именно тогда, когда песни этого просят. Из последних роликов по нашей инициативе были сняты только «Блондинка» и «Каблучки». Приходят люди, предлагают интересные сюжеты, мы вместе начинаем думать о том, где найти средства на съемки. Но вообще уже хочется взять производство видео под контроль. Идеи стали чаще рождаться внутри группы.

Страна просит музыки

ББ Вы согласны с тем, что роль музыки в обществе изменилась: она опять стала многим нужна, она стала на многое влиять? Ведь этого долгое время не было. О музыкантах писали, в основном, в контексте светской хроники.

ДШ Музыка в последнее время действительно стала доносить настоящие мысли тех, кто ее слушает. Причем, именно музыка на русском языке. Ушла мишура, с музыкой стало легче себя ассоциировать. Знаете, году в 2007-м я думал: ну, вот сейчас начнется, сейчас все начнут слушать классную новую музыку. Но не выстрелило. Все боялись русского языка. Случилось спустя несколько лет, когда перестали бояться. Плюс музыку сейчас очень легко распространять, и люди перестали считать, что, если ты хочешь как-то выразить себя в музыке, тебе нужны какие-то специальные усилия, деньги, продюсеры. Ты делаешь, что хочешь, и выкладываешь. Поэтому музыка действительно становится голосом поколения.

ВК Музыка стала острее. В каком-то смысле она сегодня намного менее расслабленная.

ЯТ Роль музыки в жизни человека за последние двадцать лет не изменилась. Все, о чем мы говорим, касается, прежде всего, молодежи. Так вот, музыка все это время была для нее главным из искусств, тем, что определяет твой статус, твой образ жизни. Первый вопрос на улице в моем детстве был: «Что слушаешь?» Зачастую он же последний.

ВК Получал?

ЯТ Конечно. Изменения состоят в том, что еще несколько лет назад на 99% музыка, востребованная у молодежи, была западной. Теперь русской стало гораздо больше, она стала важнее. Здесь сошлись две тенденции. Первая, давно известная: в любой авторитарной стране в период застоя искусства расцветают. Вы же знаете, например, что сейчас, наряду с музыкой, бум разного рода лекций. Все это, конечно, пар, который выходит, таким образом, из общества. С другой стороны, именно за последние годы, начиная с Крыма, у молодежи очень изменилось отношение к стране. Есть исследования, согласно которым у детей, подростков появился запрос на национальную гордость. Это, конечно, связано с государственной политикой, но не совпадает с ней по идеологии и целям. Подростки хотят быть патриотами не так, как их учат по телевизору. Но хотят. Отсюда и востребованность всей этой новой русской музыки.

ББ Конечно. Семь тысяч человек поют на концерте Хаски «Еду по России, не доеду до конца», и они себя от России не отделяют. Это их место.

ЯТ Я недавно в этом же клубе был на концерте Монеточки* (признана иноагентом на территории РФ), она пела «Русский ковчег», и было то же самое: 3500 человек с глазами, горящими от чувства единения.


Ближайшие концерты группы OQJAV:
2 апреля, Санкт-Петербург (Aurora Concert Hall);
4 апреля, Москва (клуб «Москва»),
остальные даты и города на сайте oqjav. com