Если и не все дороги, то по крайней мере пути любознательных балетоманов и критиков, алчущих в ослепительной надежде узреть ростки талантов, навигаторно ведут на Большую Дмитровку. Самобытные неофиты рождаются редко, а вот просвещенные или осведомленные в мировой танцевальной «литературе» начинающие постановщики иногда то там, то тут появляются. В этом году дерзнули два соотечественника вагановско-академического происхождения и два европейца.
Артист балета МАМТа Максим Севагин в «Просвещении» на музыку Сергея Прокофьева в крайне ценном в наше время неоклассическом формате весьма складно создал динамичную ансамблевую бессюжетную сюиту. В увязанной логике нетривиального текста просматривается и формирование собственного почерка. Главным козырем стало эффективное и продуктивное репетиторское дарование автора. На фоне безукоризненного исполнительства восьми артистов все же бенефисно блистала и удивляла, вытворяя чудеса на пальцах, записная виртуозка ведущая солистка труппы Анастасия Лименько.
Учившаяся всему хореотворительному понемногу по всему миру (включая педагогический факультет Академии русского балета на улице Зодчего Росси) Ольга Васильева показала босоногий опус с пафосным названием «Борьба» на музыку Эцио Боссо. Иллюстративная и вторично-ординарная хореография про людей-собак, по-видимому, повествует о животных инстинктах в природе человека, драматически усиленных собачьим лаем и суетой на четвереньках. В смотрибельности произведения – исключительная заслуга прекрасно двигающихся артистов, которым весьма непросто ломать классическую телесную природу в угоду «животным» приемам техники современного танца.
Солист Финского национального балета швейцарец Бенуа Фавр на музыку француза Давида Лётелье, известного также под именем Kangding Ray, предложил опус «Out Of Shell» (переведенный как «Вовне»), построенный на импровизации танцовщиков, с использованием столов. Пиджачная вечеринка с раздеванием и залезаниями на столы развития, увы, не получила. Не помог и костюм (им карабас-барабасно управляли пять артистов), подавляющий и вторящий движениям солистки, вырулить на ясность мысли.
Как палочка-выручалочка, оказалась первая солистка Елена Соломянко, которая на себе держала все внимание.
Самым интересным, небанальным, хорошо и умно сделанным номером стало «Fade in» («Проявление») чеха Ондржея Винклата на сборную музыку, включая свою. Скульптор создает из белой глины творения, вкладывает в них всю свою душу. И одно изваяние начинает жить жизнью творца, они меняются друг с другом местами. Притча о художнике, в поисках красоты и идеала погружающемся и растворяющемся в своем создании, прозвучала как презентация перспективного автора. Весьма интересен судьбоносный поворот и в карьере Винклата-танцовщика. Великий мэтр Иржи Килиан давно объявил себе запрет на создание новых произведений, заявив о завершении своего пути хореографа. Но, восхитившись дарованием и харизматичностью молодого Ондржея Винклата, решил снова открыть чувства для вешних вод второй творческой молодости. Легенда хореографии XX века собирается приехать в Прагу и ставить на Винклата, который не только сочиняет собственные опусы, но и реализует себя как танцовщик, знающий цену движению и музыке.
Хотя в четвертом выпуске «Точки пересечения» и не оказалось хореографа класса Андрея Кайдановского, блеснувшего в 2016 году, уровень проекта для молодых хореографов 2019 года заметно возрос, и работы смотрелись с интересом. Прошлых курьезов, вроде «Шел трамвай 10-й номер», к счастью, удается теперь избежать. Проект приобрел популярность, отовсюду поступают заявки на дальнейшее участие в нем. Театру есть теперь кого выбирать из группы честолюбивых авторов.