В Московском Доме Книги на Арбате состоялась презентация девятнадцатого международного фестиваля Игоря Бутмана «Триумф Джаза», который пройдёт в Москве с 15 по 17 марта.
В разные годы на фестивале выступали такие легенды джаза, как Билл Эванс, Маккой Тайнер, Рэнди Бреккер, Боб Джеймс, вообщем, список можно продолжать до бесконечности, ибо уже совсем скоро он пополнится новыми именами: в этом году главными гостями «Триумфа Джаза» станут Роберт Гласпер (США) и Ришар Бона, американский музыкант камерунского происхождения.
Игорь Бутман приехал на презентацию с положенным опозданием – пробки. Вопросы ведущей мероприятия, сотрудницы МДК, мало касались самого фестиваля, куда больше – личной жизни джазмена. В рамках этой прелюдии артисту удалось закрепить определённый образ перед аудиторией, что немаловажно. Например, стало известно, что Игорь Бутман очень терпелив, и может отвечать даже на те вопросы, ответы на которые давал уже десятки (если не сотни) раз.
Фестиваль будет выдержан в традиционных джазовых рамках. На этот счёт у Игоря Бутмана есть своё уверенное мнение, которое он выразил в ответе на мой вопрос:
КД Игорь, здравствуйте! Вопрос не короткий. Вы наверняка знаете о фестивале «Усадьба Джаз». В начале двухтысячных там играли исключительно джазовые коллективы, однако постепенно в лайн-апе начали появляться исполнители современной музыки. Организаторы фестиваля объяснили это тем, что в России нет той нишевой аудитории, которая была бы готова прийти исключительно на джазовый фестиваль. Вы как считаете – есть всё-таки эта нишевая джазовая аудитория в России, или вы не хотите разбавлять программу современной музыкой принципиально?
ИБ Современной джазовой музыкой или популярной?
КД Популярной.
ИБ Это европейское веяние, которое распространилось на некоторые российские фестивали. Однажды на нашем фестивале выступал артист, не буду называть его по имени, по направлению ближе к альтернативному року. Он играл очень интересную и качественную музыку, но те люди, которые пришли послушать джаз, уже в начале его выступления начали выходить из зала. Но вот это желание собрать больше народа, заработать побольше денег, по сути – это обман публики. Но так не только в России. Опять же, это европейское веяние. На джаз-фестивале в Монтрё несколько лет назад хедлайнером стал Рики Мартин. И при всём уважении к Монтрё… Это уже ни в какие рамки. Конечно, на «Усадьбе Джаз» будет и Ёлка, и Чайф, и при всём моём уважении и хорошем отношении к этим артистам, я не могу назвать их джазом. Ёлка – не джаз. Я в этом придерживаюсь такого принципа. Да, будет праздник, но не джаз.
Ещё Игорь Бутман сказал, что алчность, на его взгляд – это очень плохо, и вообще, «самое худшее, что может быть». Именно от алчности организаторов страдает формат, а следовательно – качество некоторых фестивалей.
В дополнение позволю себе сказать, что в целом презентация удалась. Миф о том, что в России нет аудитории, готовой воспринимать джазовую музыку, развеялся. И вообще, те люди, которые изрекли эти слова, должны понимать, что по факту назвали российскую публику музыкально-безграмотной. Однако, в чём-то они, может быть, и правы, но судить точно не им и не нам.