Как Илья Ефимович Льва Николаевича рисовал События

Как Илья Ефимович Льва Николаевича рисовал

В Новой Третьяковке открылась выставка работ Ильи Репина. По первому впечатлению - событие это не менее значимое, чем выставка Брейгеля, на которую многие прорывались нынешней зимой в Вене

Проект приурочен к 175-летию со дня рождения художника. Выставка поражает не только количеством – около 170 живописных полотен и 130 графических работ, – но разбросом интересов Ильи Ефимовича. Особенно по сравнению с его современниками, которые в большинстве своем  предпочитали занимать какую-то одну нишу и там уже оттачивать свое мастерство. Репин велик во всем.

Великолепны его  портреты – глубокие, показывающие потаенную сущность людей. Некоторых Репин писал не единожды, как бы фиксируя разные этапы жизни своих героев. Это относится и к Антону Рубинштейну, композитору и основателю Санкт-Петербургской консерватории: вначале Репин создал два прижизненных портрета, но самый знаменитый (представленный на выставке) был написан уже после смерти музыканта, в 1915 году, как дань памяти другу.

Уголок композиторов: Александр Глазунов (слева) и Антон Рубинштейн (справа). Фото Сергей Бирюков

Целый раздел выставки посвящен  Льву Толстому: почитаемый художником, не раз бывавшим в «Ясной поляне», Толстой запечатлен в разные моменты жизни – то он  пахарь, идущий за лошадью с плугом, то музыкант, аккомпанирующий певице (графический набросок), а рядом большие портреты, где  облике писателя уловлены усталость от жизни и печаль.

Репин всегда дружил с музыкантами, среди его конфидентов был и маститый критик Владимир Стасов, и молоденький офицер, лихо игравший на фортепьянах –  Модест Мусоргский, кстати, родившийся в том же 1844 году. В феврале 1881 года Репин, узнав о тяжелом состоянии друга, специально приехал из Петербурга в Москву и за четыре сеанса написал портрет уже умирающего Мусоргского.

Илья Ефимович часто вдохновлялся музыкальными произведениями. Например, последняя картина – «Гопак» – посвящена Мусоргскому: «Темы веселые, живые», – поделился он замыслом с Корнеем Чуковским (его портрет также есть в экспозиции).

А творчество Николая Римского-Корсакова, его оперы «Вера Шелога» и «Псковитянка» вызвали к жизни гениальное полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (в народе известная, как «Иван Грозный убивает своего сына»). В развеске картины, к сожалению, нет: пустой проем  напоминает нам о вандальном нападении, совершенном в мае 2018 года, в результате которого холст был прорван в центральной части и теперь находится на реставрации. Чтобы подобное не случилось, по словам генерального директора Третьяковской галереи Зульфии Трегуловой, уровень безопасности обеспечивает «индивидуальная сигнализация, которая подведена к каждому полотну на выставке».

Примечательно, что это не первое покушение на картину «Иван Грозный убивает своего сына»: в 1913 году  душевнобольной А.Балашов порезал ее  ножом. А если вспомнить, что цензура налагала запрет на ее показ, то  история и вовсе оказывается окружена жутковатым мистическим ореолом.

Но не портретами едиными, в отличие от Валентина Серова, знаменит Репин. Его многофигурные полотна, такие как «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии» показывают, каким он был мастером композиции. Венцом поисков в этой области является «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Рядом, слева и справа развешаны отдельные портреты сановных персон – эскизы к будущей картине, и становится понятно, что это такой пазл, затем виртуозно собранный Репиным.

Конечно, при жизни художника его немало критиковали за близость к власти, за государственные заказы, но он писал историю и чувствовал себя  независимым от, говоря современным языком, тусовки.

Не менее интересны его пейзажи, графика, акварель, даже рисунок углем, в технике которого выполнен выразительно-томный портрет актрисы Элеоноры Дузе.

Выставка дает ощущение колоссальности дарования Репина, а ведь он был еще и наставником целой плеяды художников (тот же Серов брал у него частные уроки с 9 лет!).

Экспозиция расположена на трех этажах и охватывает период творчества с 1870-го до конца 1920-х годов. Такая масштабная ретроспектива получилась благодаря межмузейной кооперации: тут присутствуют работы из 35 собраний – 21 российского, 7 зарубежных и 7 частных коллекций. Выставка включает 14 разделов и строится по хронологическому принципу, позволяющему проследить творческий путь Репина.

У портрета Леонида Андреева. Фото Сергея Бирюкова

Успеть познакомиться с наследием действительно главного художника рубежа XIX-XX века можно до 18 августа 2019 года (залы графики в связи с особыми условиями хранения будут доступны до середины июня). Во избежании длинных очередей билеты на выставку можно купить только в предварительной продаже онлайн на сайте музея и в кассах Новой Третьяковки и Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Билеты на текущий сеанс в день посещения в кассах продаваться не будут.

Подробности на сайте www.tretyakovgallery.ru

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»