«Маленькие певцы Святого Марка» – коллектив с международной известностью. Славу ему принес кинофильм Кристофа Барратье «Хористы», вышедший на экраны в 2004 году и получивший номинации на «Оскар» и премию «Сезар» – за лучшую музыку к фильму и лучший звук. Созданный в 1986 году хормейстером Николя Портом, коллектив спустя два десятилетия вдруг стал международной звездой. Сегодня он – член Французской федерации детских хоров и Международной федерации «Pueri Cantores».
Коллектив базируется в Лионе при Колледже Св. Марка: юные певцы наряду с общеобразовательными предметами постигают азы хорового пения и теории музыки, принимают участие в богослужениях лионской базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер и больших церковных праздниках, выступают с концертами по всей Франции и гастролируют далеко за ее пределами, в частности, в Россию они уже однажды приезжали – в 2001 году, еще до выхода принесшего им всемирную популярность фильма. «Лионские соловьи», как любовно окрестила коллектив французская пресса, объединяют сегодня до восьмидесяти мальчиков и девочек, а возглавляет хор по-прежнему его основатель маэстро Порт.
Однако на сцену Дома музыки холодным мартовским вечером 2019-го вышло всего два десятка хористов – мальчики и девочки среднего школьного возраста, одетые неразличимо унисекс (в бриджи, рубашки и жилетки, девочки – с тщательно убранными волосами), четверть из которых – явно неевропейского происхождения. Столь скромный состав, тем не менее, не стал помехой для звучания коллектива: в акустически неидеальном ММДМ, конечно, с использованием подзвучки, но минимальной, голоса летели свободно, достаточно ярко, вполне озвучивая вместительное пространство Светлановского зала. Звонкость и свежесть голосов, их яркость (что, скорее всего, говорит о тщательности отбора ребят) – главное позитивное впечатление концерта: обаяние детского пения, не слишком отшлифованного, можно сказать, первозданного, юные музыканты способны донести сполна. Звук, которым поют лионцы, ближе к фольклорному, самодеятельному, необработанному, детскому в прямом значении слова, весьма далекому от академических стандартов. Похоже, именно такой звук культивируется сознательно, позиционируется как особая узнаваемая краска коллектива, его эксклюзив. Хормейстер нимало не заботится об округлости звучания, его благородстве (в традиционном понимании) – прямолинейность неизменно слышится в пении, как коллектива в целом, так и отдельных солистов (почти половина номеров содержала сольные фрагменты – одиночные или дуэтные).
Репертуар концерта составили преимущественно композиции на французском языке, все исполненные под весьма музыкальный, талантливый аккомпанемент фортепиано (концертмейстер Ландри Шоссон): превалировали мелодически и ритмически незатейливые песни, с весьма ограниченным диапазоном, с минимумом дивизи, с доминированием общехорового унисона, который трудно назвать идеальным. Альты звучат глуховато, но чисто, что касается сопрано, то они ожидаемо более яркие, но на редко встречающихся краях диапазона их пение не только резкое и с сипотцой, но еще и не очень чистое. Между партиями, тем не менее, наблюдается хороший баланс. По динамике и эмоциональному наполнению исполнение в целом очень умеренное, если не пресное, что касается артистизма, то, похоже, такие цели вообще не ставятся – дети весьма статичны и маловыразительны, даже скованны, легкое оживление в лицах наблюдалось лишь ближе к концу концерта, когда они исполняли, видимо, любимую ими композицию из мультфильма «Король Лев».
Из музыки, которая на слуху и близка детской аудитории (а в зале было много детей) еще прозвучала песня из японского мультфильма «Небесный замок Лапута», а также, конечно же, композиции Брюно Куле из фильма «Хористы», принесшего коллективу известность. Из мировой классики манкими номерами программы оказались «Аве Мария» Шуберта в неординарной обработке каталонца Берната Виванкоса, вальс Иоганна Штаруса «На прекрасном голубом Дунае» и переложенный для хора дуэт Лакме и Малики из оперы «Лакме» Лео Делиба. Приношением русской публике оказались знаменитые «Очи черные», необычно слушавшиеся в исполнении детских голосов, да еще и по-французски. Программу концерта отличал бессистемный винегрет, где не просматривалось никакой идеи – ни хронологической, ни стилистической, ни какой бы то ни было иной.
Обаяние детского творчества, конечно, безгранично, но, тем не менее, в целом концерт принес скорее разочарование. Несмотря на общую невзыскательность вкусов и известную деградацию хорового исполнительства, что профессионального, что любительского, увы, наблюдаемую как у нас, так и в Европе, в мире есть еще немало коллективов, поющих гораздо интереснее и мастеровитее, куда более сложный и разнообразный репертуар. Несколько лет назад автору этих строк довелось побывать на хоровом форуме в Базеле (см. статью Хоровое разноцветье Европы // Музыкальная жизнь, № 6, 2016), и там уровень выступавших коллективов, в том числе детских, юношеских и молодежных, оказался весьма высоким (Россию, например, представлял Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева). Думается, что, несмотря на сильные рекламные позиции, какими обладают лионские хористы (прозвучать в рейтингах мировой киноиндустрии – заявка ощутимая), впредь стоит предоставлять такую значимую столичную площадку, как Дом музыки, гораздо более оригинальным коллективам.