К юбилею Эмилии Москвитиной События

К юбилею Эмилии Москвитиной

В Москве отметили юбилей «Золотой арфы России»

В не таком и далеком 1966 году журнал «Музыкальная жизнь» сказал, пожалуй, самые точные слова, уже прошедшие испытание временем: «Если Ксения Эрдели является представителем так называемой “романтической ветки”, а Вера Дулова воплощает “классическое” направление – то стиль Эмилии Москвитиной и не “романтичен”, и не “классичен”. Он скорее “импрессионистичен”, во всяком случае, основа его – передача вереницы мимолетных образов, настроение, многокрасочность звуковой палитры».

Эмилия Андреевна Москвитина празднует в нынешнем году 80-летие. Она музыкант редкого дарования хотя бы уже потому, что ей удается в равной степени мастерски совмещая сольное, ансамблевое и оркестровое исполнительство, не меркнуть ни в одной из этих ипостасей.

История арфы исчисляется тысячелетиями, вокруг неё масса легенд: от охотника, восхитившегося звучание натянутой тетивы лука, до праздника золотой арфы в стародавнем королевстве, которая начинала звучать с первыми лучами солнца. Так вот, самое лучшее, что есть в искусстве Эмилии Москвитиной – отсутствие нарочитой «легендарности». Музыкальные идеи и оригинальные находки она передает с недоступной для многих других исполнителей естественностью, «разговаривает» со своими слушателями на равных.

Германия, Швейцария, Италия, Австрия, Великобритания – лишь малый список стран, где звучал необыкновенно теплый, полетный и насыщенный звук её арфы. Доминанта её творческой судьбы – Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, более тридцати лет Эмилия Андреевна является не просто солисткой, а настоящей звездой и гордостью прославленного коллектива.

Владимир Федосеев вспоминает: «Я много слышал об Эмилии Москвитиной еще до того, как она стала артисткой нашего оркестра. Слышал, что она очень красивая, что по-настоящему чувствует и любит музыку. Для меня очень важно умение артиста играть со смыслом. И могу с уверенностью сказать, что её игра – это посыл, который неизменно откликается в сердцах слушателей».

Юбилейную дату отметили в Большом зале Московской консерватории интересной и контрастной программой, высвечивающей арфу во всем богатстве средств выразительности. Народная артистка подарила в этот вечер своим поклонникам незабываемые впечатления: с блеском и утончённостью сыграла замечательное соло в «Испанском каприччио» Римского-Корсакова, её арфа украсила сюиту из балета Чайковского «Спящая красавица», неподражаемо и глубоко Эмилия Москвитина прочувствовала знаменитое Adagietto из Симфонии №5 Малера.

Второе отделение – киномузыка. Искусство саундтрека подвластно немногим, есть в этом жанре для исполнителей нечто трудноуловимое, недосягаемое. Большой симфонический оркестр интерпретировал сочинения Гленна Миллера и Мишеля Леграна через академический взгляд на партитуру, кому-то могло показаться даже, что излишне, но всем известные хиты, время от времени, все же нуждаются в очищении от штампов.

Надо ли говорить, что Владимир Федосеев и Эмилия Москвитина понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда? Наблюдать за их совместным музицированием – не просто огромное удовольствие, это настоящая школа уникального мастерства, которую мы должны необычно ценить.

На юбилейном вечере Эмилии Андреевны каждый смог стать свидетелем того же, о чем вспоминает Сюзанна Клинчарова, профессор класса арфы Консерватории Нейи в Париже: «Я предвкушала большое удовольствие, узнав, что в конце конкурса арфистов имени Веры Дуловой Эмилия собирается выступить сама. Но даже с учетом моих огромных ожиданий все равно была ошеломлена: её музыкальностью, техникой, эмоциями, содержанием, качеством звука… она была самой музыкой!».