Виолончельные концерты Йозефа Гайдна прочно входят в репертуар всех солирующих виолончелистов. У каждого из них в течение карьеры обязательно образуется запись всех или как минимум одного из этих произведений. Множество трактовок, вариантов исполнения, штрихов, нюансов, темпов от разных известных и не очень музыкантов доступны в широком ассортименте искушенному меломану. Хорошая традиция – что тут скажешь.
Лауреат премии «Грэмми»-2016 Зуил Бейли также не остался в стороне от концертов Гайдна. Фирма «Steinway & Sons» в 2018 году выпустила диск с записью Первого и Второго виолончельных концертов Гайдна, исполненных американским музыкантом вместе с Филармоническим оркестром под управлением Робина О’Нила. Запись была сделана на Международном музыкальном фестивале в Уимблдоне в 2015 году, когда Бейли был «Artist in Residence».
Зуил Бейли получил «Грэмми» за лучшее классическое инструментальное соло на альбоме «Tales of Hemingway» (2016) современного американского композитора Майкла Догерти. Пластинка выиграла сразу три премии.
Виолончелист выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира, исполняет камерную музыку, является художественным руководителем нескольких музыкальных фестивалей, преподает.
Первый (до мажор) и Второй (ре мажор) концерты для виолончели с оркестром были написаны Гайдном с разницей в двадцать лет. Исполнение Бейли, играющего на виолончели венецианского мастера Маттео Гоффриллера «Шнайдер» 1693 года создания, отличает тщательное внимание к динамической стороне произведений. Выверенный темп, штрихи, вибрато – все максимально приближено к историческому оригиналу. Идеальное взаимопонимание и взаимодействие с оркестром под управлением Робина О’Нила ощущаются в каждой фразе и обороте. Такое бывает не всегда на «живых» записях. Международный фестиваль в Уимблдоне, видимо, посетил дух самого Гайдна и помог воплотиться решениям композитора сразу в двух ипостасях – мимолетном публичном исполнении и фиксированной записи единственного дубля.
Некоторые критики сравнивают исполненные Бейли на этой пластинке концерты Гайдна с представлением Эмануэля Фойермана. Отчасти с данными высказываниями можно согласиться, так как Бейли тоже много играет чистым тоном, использует быстрое вибрато, а также несильное портаменто, как это можно наблюдать у Фойермана в Первом концерте. Но так преподносят Гайдна практически все музыканты, придерживающиеся традиций. Большая эмоциональная составляющая, динамическая контрастность и едва заметный романтический уклон в каденциях американца делают вышеупомянутое сравнение не слишком корректным.
Бейли в шести частях двух гайдновских концертов скомпилировал лучшие традиции с современным видением истории, где история одерживает верх по смысловому содержанию, а не по подаче прочтения.