Я – ​в порядке События

Я – ​в порядке

В Московском международном доме музыки прима-балерина лондонского Королевского балета Наталья Осипова станцевала мировую премьеру своей программы «Легкое дыхание»

В конце 2011 года подобно грому среди ясного неба Наталья Осипова – к недоумению балетной общественности и отчаянию поклонников – покинула Большой театр, перебравшись в Петербург, в Михайловский театр. Балерина никогда не рассказывала, почему на взлете карьеры решилась на такой шаг. Но это всем было очевидно и понятно. Будучи безусловным лидером, она негласно оставалась Золушкой для тогдашнего руководства балета Большого. Ненасытная Осипова испытывала ограничения творческой свободы, ее кормили обещаниями, да что там говорить, в двух премьерных блоках «Спящей красавицы» ей тогда не нашлось места. В то же время, конечно, она хотела вырваться за рамки традиционных классических балетов, расширить современный репертуар и быть той, на которую бы ставили хореографы.

И она получила множество гостевых контрактов за рубежом. Стала примой Американского балетного театра, а затем и лондонского Королевского балета. Более того, она много танцевала в балетных труппах Ла Скала, Баварской государственной оперы, гастролировала по миру. Уже будучи в Лондоне, освоила немало современных постановок, участвовала в премьерах и собственных проектах в театре Садлерс-Уэллс.

Новый проект «Легкое дыхание» Наталья Осипова решила показать в ММДМ, несмотря на малоудобное для танца бескулисное устройство сцены с органом на ней и зрителями вокруг. Затея рискованная. Но балерина восприняла эту сцену как танцевальный ринг, как арену древнегреческого театра, бросив вызов и себе, и публике.

В программу «Легкое дыхание» Осипова включила, помимо станцованных уже ранее «Facada» («Удар ножом») и «Qutb», два премьерных сочинения – «I’m fine» («Я в порядке») и «Ne me quitte pas» («Не покидай меня»).

Осипова поясняет: «Тема любви мужчины и женщины в какой-то мере объединяет всю программу. Любовь – это всегда новый вдох, глоток свежего воздуха, сила и вдохновение. Знаменитый рассказ Ивана Бунина с тем же названием тоже о любви, страсти и убийстве из-за нее».

Лирический исповедальный дуэт «I’m fine» на музыку Нильса Фрама и Анне Мюллер поставил партнер Натальи Осиповой, пластически незаурядный танцовщик американец Джейсон Киттельбергер. В этом номере артисты практически не расстаются. Круговорот сложных поддержек, обильные касания головой друг друга, нежный диалог кистей рук и шеи рождают чувственное море желаний. Внешняя формула «Я в порядке», как обычно, скрывает интровертную драматургию смешанных переживаний. В данном случае мужчина и женщина искали пути взаимопонимания и активного сближения. И это было не просто пластическое повествование: танцовщики разыграли мини-спектакль. Они говорили глазами, телами и всем своим существом. Ненадолго дистанцировались и сближались вновь, притягиваемые безмерной силой любви.

Австралийка Мэрил Тэнкард сочинила для Натальи Осиповой пронзительный монолог «Не покидай меня» на песню Жака Бреля в исполнении Нины Симон. Танцовщица достигла такого уровня мастерства, что сумела языком тела и довольно-­таки скупыми движениями передать тончайшие всплески чувств, глубину переживаний и мысли. Она буквально в трех лейтмотивах (объятие рукой пустоты, всплески водопада длинных волос, мучительные движения с бегом от одиночества лежа на полу) излила свою душу.

Впервые представленная московскому зрителю работа «Qutb» Сиди Лярби Шеркауи (на сборную музыку), по словам самого постановщика, «исследует неизведанную и опасную территорию». Qutb – это и ось, и основание, и величайший заступник в суфизме. В балете трое – Наталья Осипова, Джейсон Киттельбергер и Робби Мур – воплощают и страдающих людей, и мифологических героев, и небесные светила. Ассоциаций множество, вплоть до любовного треугольника. В пряных и тягучих перетеканиях тел, в полифонии траекторий и в тройном сложении поддержек медитационного трио за техническое единение отвечал Киттельбергер, а сплачивающей осью общности была Осипова.

Наталья Осипова и Джейсон Киттельбергер

В дуэте их роли энергетически сравнивались, и гимнастические взаимодействия чудодейственным образом становились поэзией движения, свободным дыханием танца.

Но особенно зрители ждали известную трагикомедию Артура Питы «Facada» (композитор и исполнитель музыки Фрэнк Мун), которую Наталья Осипова уже показывала ранее в Москве в проекте Сергея Даниляна «Соло для двоих» с Иваном Васильевым. Интересно было увидеть спектакль с новым партнером Джейсоном Киттельбергером и новую хореографическую версию опуса.

Сюжет в жанре «магического реализма» – с изобилием символов, фантастическими картинами подсознания, с видениями, сюрреалистическими парадоксальностями, с черным юмором, элементами португальского фольклора, царящей атмо­сферой фадо – повествует о мстящей Невесте и о Женихе, сбежавшем от нее из-под венца.

Невеста, то ли действительно сойдя с ума, то ли в отчаянии и с горя очутившаяся на дне подсознания, обращается в современную мстительную виллису. Выплакав ведра слез и задушив обидчика, она исступленно отплясывает на столе-надгробии (над трупом Жениха) под фольклорную португальскую музыку. В этом монологе с «истерикой» ниспадающих волос, с всплесками рук, с остервенелым топотом ног и падениями на спину – и агония Избранницы, и последний танец Саломеи, и экспрессивный жреческий огонь пляски Никии.

В спектакле обновлены костюмы, изменены декорации, появилась новая Мать героини – эффектная брюнетка Микела Меацца, а главное – новый Жених, которому хореограф добавил пластического текста. Джейсон Киттельбергер, несколько сгладив острохарактерность персонажа, превратил его поистине в жертву злого умысла. Держится же спектакль в целом на харизме и энергетике Осиповой, отдающейся сполна и танцу, и страсти.

Балерина блистательно выдержала марафон всего вечера. Ведь передохнуть ей дали только Фрэнк Мун, исполнивший соло на бузуки, и американский танцовщик Робби Мур, впервые представивший свою миниатюру «In Pulse» на музыку Николаса Роберта Тайера.

Наталья Осипова неостановима: впереди премьеры – «Мама» Артура Питы по «Истории одной матери» Ганса Христиана Андерсена и моноспектакль «Two Feet» Мэрил Тэнкард о судьбе великой русской балерины Ольги Спесивцевой. А в Большом и Мариинке – «Дон Кихот».