События апреля Анонсы

События апреля

Гендель, «Зимняя сказка», Бриттен, Nadler, Stetson и другие

Ирина Муравьева
«Российская газета»

23 апреля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Георг Фридрих Гендель, «Ринальдо»

Эта опера, написанная Генделем по мотивам рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», еще при жизни композитора считалась рекордсменкой по количеству постановок на европейских сценах, не сходя с европейских подмостков практически двадцать лет. Гендель даже специально делал дополнительные редакции партитуры, рассчитанные на возможности разных певцов. Но и спустя три столетия «Ринальдо» захватывает не меньше, чем когда-то: и героикой времен походов крестоносцев, и запутанными любовно-мистическими приключениями с магией волшебницы Армиды, и своей редкой даже для великих опер Генделя концентрацией красивейших арий. Лучшие певцы современности блистали в этой оперной партитуре: Чечилия Бартоли, Доротея Рёшман, Эва Подлещ, Тереса Берганса, Дебора Йорк и другие. В прошлом сезоне «Ринальдо» исполнили в Зале Чайковского солисты Национальной оперы Эстонии под руководством Андреса Мустонена. На этот раз генделевский шедевр прозвучит в интерпретации одного из самых знаменитых европейских коллективов, французского ансамбля «Матеус» под руководством Жан-Кристофа Спинози. Его записи барочных партитур, в частности, «Неистового Роланда» Вивальди, произвели в свое время настоящую сенсацию в музыкальном мире. На московской сцене в главных партиях генделевского «Ринальдо» вместе с ансамблем «Матеус» выступят итальянский контратенор Филиппо Минечча, специализирующийся на репертуаре эпохи кастратов, сопрано Екатерина Баканова, Эмили Роуз Брай и другие.

4 апреля
Историческая сцена Большого театра
Балет «Зимняя сказка»

Один из самых востребованных хореографов современности британец Кристофер Уилдон представит в Большом театре спектакль, поставленный им пять лет назад для лондонского Ковент-Гарден. Это большой трехактный балет с двумя антрактами, созданный по поздней пьесе Шекспира «Зимняя сказка». Действие ее разворачивается в сказочной Сицилии и Богемии, а сама история полна эмоций, страстей, заблуждений и разного рода приключений, в которые попадают в силу обстоятельств сказочные короли и дочь русского императора Гермиона. Уилдон поставил шекспировскую пьесу в лучших традициях драмбалета, с большой хореографической фантазией, искусно сочетая, как обычно, абстрактную танцевальную лексику и нарратив, язык классического балета и свежие, новые идеи. Его «Зимняя сказка» эффектна, монументальна по сценографии (Боб Краули) и зрелищна настолько, что ее второй акт критики называли «театральным дивом». Этот спектакль Уилдона считается классикой современного балета, как и его знаменитая «Алиса в стране чудес», о постановке которой мечтали в Мариинском театре и в Новосибирске. Большой театр выбрал для своей сцены шекспировскую «Зимнюю сказку» на музыку британского композитора Джоби Тэлбота, пишущего в разных жанрах – от академической музыки до поп-аранжировок. К слову, с Большим театром Уилдон уже работал в 2007 году, создав специально для его труппы балет «Misericordes» на музыку Третьей симфонии Арво Пярта.

26 апреля
Новая Опера
Бенджамин Бриттен, «Поругание Лукреции»

Эту партитуру Бенджамин Бриттен создал в 1946 году, выбрав сюжет, близкий только что пережитой человечеством в мировой войне тотальной коллизии безвинных жертв и насилия. Опера написана при этом в камерном, «психологическом» формате: в ней всего восемь солистов и 13 инструментов. Хор отсутствует, точнее, персонифицирован в солистах – сопрано и теноре: подобно Евангелисту в пассионах, певцы комментируют действие на сцене. Музыка Бриттена стилизует здесь традицию старой английской оперы – Пёрселла, Генделя, – раскрывая в «старинной» оптике далекую во времени, но всегда живую историю Лукреции: став жертвой насилия, она доблестно покончила с собой, протестуя, согласно описанию Тацита, против тирании. В разные эпохи образ Лукреции вдохновлял людей искусства – Шекспира, Чосера, Генделя, Тициана, Рубенса, Лукаса Кранаха Старшего, Рембрандта и т. д. Во времена античности Лукреция почиталась за то, что пожертвовала собой во имя идеалов и была символом патриотизма. Но в ХХ веке у Бриттена этот сюжет звучал уже в жестком, антифашистском контексте, как опера о человеческом зле и противостоящих ему этических и христианских ценностях. Спектакль в Новой Опере ставит Екатерина Одегова (драматург Михаил Мугинштейн): в их интерпретации история Лукреции – это притча и одновременно погружение в психологию, подсознание современного человека, единственным способом настоящего возвышения для которого должен стать отказ от насилия. Дирижировать спектаклем будет Ян Латам-Кёниг, уже исполнявший с оркестром Новой Оперы бриттеновскую партитуру – «Военный реквием».

Лев Ганкин,
музыкальный журналист и радиоведущий

20 апреля
клуб «16 тонн»
Marissa Nadler

В конце 1990-х благодаря переизданиям на CD мир заново открыл целую плеяду чудесных поющих девушек из второй половины 1960-х годов, записавших один-два не оцененных современниками по достоинству альбома и канувших в небытие. Главные среди них – пожалуй, американка Линда Перхакс и англичанка Вашти Баньян. Обе сочиняли призрачные, невесомые песни невозможной красоты – позже их стиль нарекут психоделическим фолком – возможно, слишком тихие и скромные, чтобы быть замеченными на фоне современной им рок-музыки. Обеим не суждено было снискать славу в молодые годы: три десятка лет их пластинки, никому не нужные, валялись в лавках подержанного винила с ценниками в пару долларов. Все изменилось на рубеже тысячелетий: мало того, что альбомы Линды и Вашти теперь считаются культовыми, опередившими свое время и продаются за огромные деньги, они еще и стали точкой опоры для многих новых музыкантов.

Марисса Надлер, американская девушка с завораживающим глубоким голосом, – одна из главных героинь стиля неофолк: музыки, на новом витке возвращающейся к прозрачной акустике конца 1960-х. Ее сочинения продолжают традиции Перхакс, Баньян и остальных: чаще всего это сумрачные неторопливые песни (именительный падеж «песнь») под аккомпанемент акустической гитары, в которых решительно ничто не выдает ни возраст автора, ни время создания, ни прочие бытовые обстоятельства. С их негромкой, чарующей красотой они словно бы метят прямиком в вечность, минуя все промежуточные остановки: слушаешь – и теряешь связь с реальностью. Много лет назад автору этих строк довелось видеть и слышать Мариссу Надлер живьем, в маленьком подвальном клубе города Кёльна, куда пришло всего-то человек тридцать – она тогда только начинала свой творческий путь, – но все они, казалось, попали под влияние каких-то потусторонних чар. Это был психоделический опыт, пережитый без всякой помощи собственно «психоделиков» – то есть каких-либо галлюциногенных веществ.

В последние годы Надлер записала несколько пластинок в слегка ином ключе: с полноценным аккомпанирующим составом, в электричестве, распространяя на сей раз вокруг себя эдакую неуловимо готическую ауру. Они тоже были хороши, но несколько более предсказуемы, чем ее более ранние акустические работы. Однако в Москву девушку, пожалуй, везут вовремя: самый последний ее диск, «For My Crimes», – триумфальное возвращение к истокам. В XXI веке более убедительного неофолка не записывает никто.

11 апреля
клуб Aglomerat
Colin Stetson

Саксофон Колина Стетсона звучит на паре десятков видных поп- и рок-альбомов: он сотрудничал с Томом Уэйтсом и Дэвидом Гилмором, с Animal Collective и Arcade Fire. Это перечисление имен указывает на то, что играть Стетсон умеет в самых разных стилях – однако его талант по-настоящему ярко раскрывается в сольных записях: там, где от музыканта не требуется послушно исполнять волю заказчика. На его пластинках порой нелегко поверить в то, что все звуки издает один-единственный саксофон (чаще – низкого регистра: баритон или бас); критик New Yorker, послушав звуковую дорожку Стетсона к фильму «Реинкарнация», указал, что ее партитура как будто бы «написана для скрипки, перкуссии, горбатого кита и летучих мышей». Все дело в разнообразии методов, применяемых автором. Ритм он, например, зачастую отбивает пальцами по не задействованным в тот или иной момент клапанам инструмента – и одновременно умудряется вести мелодическую линию. Для того, чтобы избежать пауз, пользуется техникой непрерывного дыхания. А еще редко, но метко задействует голос – от шепота до без пяти минут хэви-металлического гроулинга. Словом – не саксофонист, а человек-оркестр.

Сочинения Стетсона варьируются по форме и по стилистике: то они близки авангардному джазу, то – академическому минимализму, а отдельные работы, в принципе, могли бы звучать и в клубе на танцполе, отдаленно напоминая своеобразное эмбиент-техно. В одной из самых необычных своих записей музыкант превратил Третью симфонию Хенрика Гурецкого в почти построковый опус (что, впрочем, вполне естественно для артиста, чьи диски выходят на прославленном канадском построковом лейбле Constellation). Порой эта музыка неуютно, буквально-таки физиологически телесна – Стетсон расставляет микрофоны так, что в зону их покрытия попадает каждый вздох, каждое сглатывание слюны, каждый скрип половицы под каблуком, – а иной раз, наоборот, являет собой совершеннейшую абстракцию. Важно одно: первая реакция на его творчество – это почти всегда восхищение той цирковой ловкостью, с которой оно оказывается произведено на свет. Но, к счастью, этим дело не ограничивается: дальше музыка Стетсона неизменно провоцирует в том числе и мощный эмоциональный отклик.

Colin Stetson
Фото: Peter Gannushkin

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР С ИЛЬЁЙ ОВЧИННИКОВЫМ

2 апреля
Москва, Большой зал консерватории
Юлия Лежнева, Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер – Дмитрий Синьковский
Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен

6 апреля
Москва, Рахманиновский зал консерватории
Алексей Любимов, Юрий Полубелов, Екатерина Державина, Ольга Гречко, Марина Катаржнова, Елизавета Миллер, Дарья Борковская, Михаил Дубов, Оркестр ФИСИИ, Ансамбль ударных Марка Пекарского
Шёнберг, Веберн, Берг, Эйслер, Кейдж – Харрисон

8 апреля
Новосибирск, Государственный концертный зал имени А. М. Каца
Вадим Репин, Антонио Менезес, Новосибирский академический симфонический оркестр, дирижер – Андрес Мустонен
Шостакович, Раскатов (мировая премьера), Бетховен

10 апреля
Москва, Концертный зал «Зарядье», Малый зал
Струнный квартет Quatuor Diotima (Франция)
Барток, Шуберт

11 апреля
Новосибирск, Государственный концертный зал имени А. М. Каца
Вадим Репин, Новосибирский академический симфонический оркестр, дирижер и солист Дмитрий Ситковецкий
Чайковский, Стравинский, Сарасате, Прокофьев

12 апреля
Москва, Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижер – Неэме Ярви (США)
Шарвенка, Танеев

16 апреля
Москва, Концертный зал имени П. И. Чайковского
Вадим Репин, Александр Князев, Константин Лифшиц
Брамс

16 апреля
Санкт-Петербург, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии
Александр Мельников, Борис Пинхасович, Заслуженный коллектив России, дирижер – Александр Титов
Рахманинов, Айвз

17 апреля
Москва, Большой зал консерватории
Хибла Герзмава, оркестр «Новая Россия», дирижер – Александр Лазарев
Респиги, Р. Штраус, Шостакович

19 апреля
Москва, Концертный зал имени П. И. Чайковского
Борис Березовский, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова
Стравинский, Чайковский

23 апреля
Москва, Концертный зал имени П. И. Чайковского
Филиппо Минечча, Екатерина Баканова, Эмили Роуз Брай, Дара Савинова, Рикардо Новаро, Эрик Юренас, ансамбль «Матеус», дирижер Жан-Кристоф Спинози
Гендель. «Ринальдо» (опера в концертном исполнении)

24 апреля
Москва, Концертный зал имени П. И. Чайковского
Алексей Уткин, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер – Жан-Кристоф Спинози
Гайдн, Бетховен, Моцарт