Теодор Курентзис штурмует Театр Шатле События

Теодор Курентзис штурмует Театр Шатле

В столичном «Манеже» завершился IV Московский культурный форум, посвященный Году театра

Для посетителей была подготовлена обширная программа, состоящая из многочисленных спектаклей, концертов, мастер-классов и лекций. В рамках события прошла акция «Ночь театров», актеры Евгений Миронов и Ксения Раппопорт зачитали фрагменты писем Чайковского и его покровительницы и меценатки Надежды фон Мекк, а актриса и основательница фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова выступила со своим моноспектаклем «Уроки музыки». Пока зрители встречались с кумирами, профессиональное сообщество обсуждало проблемы отрасли и намечало планы на будущее. Одно из таких обсуждений состоялось в ходе панельной дискуссии «Современные музыкальные и мультижанровые фестивали. Развитие сообщества», в которой приняли участие дирижер, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Теодор Курентзис, художественный руководитель Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер, а театровед Дмитрий Ренанский выступил в качестве модератора.

Во время встречи маэстро Курентзис рассказал о своих будущих проектах.

В 2021 году в Париже он планирует открыть филиал Дягилевского фестиваля, худруком которого является. Как рассказал дирижер, проходить это событие будет именно там, где делал свои «Русские сезоны» сам Сергей Дягилев – в Théâtre du Châtelet.

Также среди планов Курентзиса – помочь слабослышащим людям познакомиться с музыкой Бетховена. «Свои самые гениальные и совершенные опусы Бетховен написал уже будучи глухим, эта музыка шла изнутри, – сказал маэстро. – Поэтому нам хотелось бы сделать подарок людям, которые не имеют возможности слышать, хотя бы почувствовать эту музыку через вибрации».

«Каждый раз, когда я выступаю в Москве или Петербурге, я получаю письма от зрителей о дорогих билетах, – затронул Курентзис неудобную, но, тем не менее, волнующую его слушателей тему. – Люди возмущаются, неужели вы выступаете для нефтяников? И они правы, хотя не я назначаю цены на билеты». Действительно, на сегодняшний день в Москве далеко не каждый может позволить себе попасть на выступления маэстро из-за высоких цен на билеты: его дешевле послушать в Европе, чем в российской столице. «Поэтому мы решили дать “пощечину” ценам на билеты. Я считаю, что музыка – это не прибыльный бизнес, а образовательный проект. Поэтому и доступ к ней должен быть у всех». Маэстро отметил, что в его планах проводить концерты на таких площадках, где у большинства людей появится возможность услышать произведения классической музыки в живом исполнении.

Грядущее столетие Зальцбургского фестиваля его худрук Маркус Хинтерхойзер планирует отметить с русским акцентом, пригласив на родину Моцарта российских музыкантов, среди которых Валерий Гергиев, Анна Нетребко, Евгений Кисин*, Ильдар Абдразаков и пермский оркестр musicAeterna Теодора Курентзиса. «Российская музыка очень много значит для меня, – подчеркнул Хинтерхойзер. – И я стараюсь поделиться этим на Зальцбургском фестивале. Я вижу отношение Запада к России. Я не могу с этим ничего сделать, но я хочу хотя бы помочь скорректировать политическую ситуацию с помощью нашего фестиваля».

Помимо планов худруки двух крупнейших и влиятельнейших культурных форумов – Курентзис и Хинтерхойзер – поделились с пришедшими на МКФ зрителями сложностями, с которыми приходится сталкиваться при организации фестивалей. «Зальцбургский фестиваль можно сравнить с музыкальным произведением, поэтому я стараюсь обеспечить его ритмичность, держать баланс между интересом зрителей и художественным наполнением, а это не так просто», – отметил Маркус Хинтерхойзер. Курентзис, в свою очередь, посетовал, что для него самая большая проблема в организации Дягилевского фестиваля – это инфраструктура и бюджет: «Я не делаю на сто процентов все так, как хочу, поскольку есть серьезные ограничения. В частности, у нас нет полноценного филармонического зала, из-за устаревших конструкций зданий не получается реализовать все задумки с декорациями». Дирижер добавил, что для проведения Дягилевского фестиваля будут использоваться в том числе нестандартные площадки. «У нас нет больших денег и больших залов, поэтому нет искушения делать много продукции, – добавил Курентзис. – Боюсь, если бы у нас были такие возможности, как у Зальцбургского фестиваля, мы бы продали душу дьяволу».

Теодор Курентзис отметил, что хотел бы ежедневно получать те эмоции, которые он испытывает в дни проведения фестиваля, но констатировал, что это невозможно. «Фестиваль для меня – некий утопический форум, – добавил он. – Где люди погружаются в хорошие мысли, творческое настроение, где все готовы на все. Это главная энергия фестиваля, то, чего мы ждем каждый год». По словам дирижера, на фестивале важен не только исполнитель, «который что-то дает, но и зритель, который это, как губка, в себя впитывает и дает ответную реакцию». Только в этом случае, заключил маэстро, происходит тот самый важнейший диалог, ради которого все задумывалось, меняются изнутри как исполнители, так и зрители.

Фантазируя о фестивале мечты, Курентзис рассказал, что хотел бы в Каире, среди египетских песков, дирижировать «Песнь о земле» Малера. А вот мечта Маркуса Хинтерхойзера, наверное, менее реальна: ему хотелось бы провести такой фестиваль, где ни зрители, ни музыканты не будут знать, что происходит. По его задумке, такая атмосфера полной импровизации позволит вспомнить те моменты своей жизни, когда человек впервые услышал то или иное классическое произведение.

_________

* Признан иноагентом в РФ