Красота спасет мир События

Красота спасет мир

Дан старт VI Транссибирскому Арт-Фестивалю Вадима Репина

Транссибирский – молодой фестиваль, но уже завоевавший неплохую репутацию благодаря рейтинговым солистам, дирижерам и программам, где наряду с традиционным репертуаром есть место и современной музыке. Конечно, определяющим фактором для фестиваля является персона его худрука – скрипача с мировым именем Вадима Репина: его личное обаяние и артистическая харизма также обеспечивают успешность многих проектов. За прошедшие пять лет уже состоялось 134 мероприятия с участием 28 музыкальных коллективов и 39 дирижеров, исполнено более 400 произведений. Дело не в количестве, но интересно: насколько высок «коэффициент полезного действия»?

Немалые цифры, прежде всего, оправдывает миссия фестиваля, сформулированная Ольгой Голодец: «Открытие музыкальных шедевров в исполнении мировых звезд для слушателей в самых разных регионах России, в удаленных городах и небольших поселениях».

Ежегодно Транссибирский арт-фестиваль расширяет границы: в нынешнем году добавляются еще 15 городов, например, впервые будет пересечен Полярный круг – Вадим Репин, Александр Рамм и Светлана Смолина выступят в Норильске.

Концепция Транссибирского, созданная Вадимом Репиным и его единомышленниками, многогранна. Доминантой здесь выступает инструментальная музыка, от произведений камерных жанров до симфонических полотен, а обогащают фестиваль всевозможные эксперименты: композиторам заказываются новые сочинения, не обходится без любопытных перформансов, лекториев и образовательных программ, презентуются художественные экспозиции. Поскольку 2019-й – Год театра в России, фестиваль откликается и оперными проектами в Новосибирске, в Москве.

Изначально в рамках фестиваля планировалось даже восстановление того самого скандального «Тангейзера», но в итоге ограничились концертной версией, которой вместо заболевшего Дмитрия Юровского продирижировал Дмитрий Крюков. А в гастрольный тур по Японии Вадим Репин и Светлана Захарова повезут совместную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев 1.5».

Традиционно фестиваль стартовал в Новосибирске. Концерт составили из узнаваемой и хитовой музыки: Второй фортепианный концерт Рахманинова, Интродукция и Рондо каприччиозо Сен-Санса, «Арлезианка» Бизе и «Болеро» Равеля.

Каким эпитетом чаще всего реагировали слушатели? «Красивая музыка». Да, в конце XIX века Федор Михайлович Достоевский подарил нам крылатую фразу «Красота спасет мир» – мы часто понимаем ее прямолинейно, и, наверное, всё лучшее, что есть в искусстве, доказывает и вскрывает бесконечную глубину, смысл и содержательность красоты.

Во Втором концерте Рахманинова солировал Сергей Тарасов. Три года назад пианист в одном из интервью признался: «Я играю Второй концерт Рахманинова много-много лет. В первый раз я сыграл его, кажется, в 1986-м. И сколько это, тридцать лет? Да, тридцать. И он у меня ни разу не получился так, чтобы я был стопроцентно удовлетворен. Ни разу!» Есть у великой музыки трудноуловимая тонкая материя: ее фактически невозможно раскрыть до конца, а творчество Рахманинова будет здесь одним из самых сильных тому доказательств.

Не могу сказать, что полностью разделяю взгляд Сергея Тарасова на это сочинение: часто хотелось большей эмоциональной отдачи в лирической сфере, концентрации и целеустремленности в подходах к кульминациям, вокального построения фраз, внимания к контрастам. Пианист интерпретирует Рахманинова «брутально» с соответствующим характером звука и взглядом на форму, что не совсем подходит генезису музыки композитора.

Высоту при исполнении Второго концерта завоевал Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Томаса Зандерлинга. «Рахманинова концерт с каждым разом мне больше и больше нравится. Разве можно придираться к тому, что фортепиано почти не играет без оркестра», – это известные слова Танеева. После прочтения Зандерлинга не остается сомнений,  что оркестр у Рахманинова не на вторых ролях, не на первых, а фактически синтезирован с солирующим инструментом. И многое из того, что не хватало солисту для создания целостной картины, удачно реализовывал оркестр.

Всю красоту и возможности своего звучания Новосибирский оркестр продемонстрировал во второй сюите к «Арлезианке» Жоржа Бизе. Непритязательные мелодии в «Менуэте» вдруг высвечивались новыми нюансами, неожиданными акцентами. Кроме того, Томас Зандерлинг прекрасно работает с прозрачной оркестровой тканью, это его сильная сторона и большое мастерство.

И последний «третий кит» программы – Сен-Санс, поскольку «Болеро» Равеля прозвучало в финале концерта все же несколько по-бисовому. Однажды запомнилось чье-то точное наблюдение: «На свете много подобной виртуозной музыки, но лишенной того обаяния, что есть в Интродукции и Рондо каприччиозо». И произведение это можно считать энциклопедией стиля Вадима Репина: виртуозность, естественность подачи, бесценное ощущение импровизационности в игре, обилие красок. Из деталей есть самое важное: популярную тему многие играют легковесно и не задумываясь, почему же она напряженно и остро гармонизована? Репин не мог не заметить такой нюанс. Его исполнение – строгое и собранное, кроме того, он смог уравновесить и даже примирить заложенную в партитуре жестковатость с тем самым обаянием.

Российский период VI Транссибирского фестиваля продлится до конца апреля, после чего перешагнет границу и продолжится в США, Японии, Австрии, Германии, Франции.

Концертными программами фестиваля дирижируют Томас Зандерлинг, Владимир Ланде, Шарль Дютуа, Андрес Мустонен и другие выдающиеся музыканты. Звезды VI Транссибирского – скрипачи Дмитрий Ситковецкий, Клара-Джуми Кан, Сергей Догадин, виолончелисты Александр Князев и Антонио Менезес, пианисты Денис Кожухин и Константин Лифшиц, режиссер-документалист Бруно Монсенжон. В фестивальной программе – три мировых премьеры: Скрипичный концерт Александра Раскатова, «Музыка моря» новосибирского композитора Бориса Лисицына и концерт «Дон Жуан и Лепорелло» Энйотта Шнайдера.