Ожидаемо главными хедлайнерами программ стали композиторы Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, отмечающие в этом году юбилеи. Валерий Гергиев напомнил, что в эти дни в Мариинском театре исполняются все оперы Николая Андреевича. «Римский-Корсаков давно ждал такого поступка. Можно обсуждать, кому что больше нравится – “Млада”, “Пан-Воевода” или “Сервилия”, но плохо их не знать. Я думаю далее эти оперы показать в регионах в рамках Пасхального», – приоткрыл завесу контента худрук Мариинки.
Пока анонсированы три даты: 28 апреля, в Светлое пасхальное воскресение по традиции концерт-открытие пройдет в Большом зале Московской консерватории. «Нам приятно, что увертюра к столь грандиозным событиям состоится в БЗК и будет связана с тем местом, где родился Пасхальный фестиваль», – подчеркнул ректор Александр Соколов.
«Найти гармонию в распределении концертов между разными площадками – тоже своего рода искусство», – заметил Валерий Гергиев. 9 мая Симфонический оркестр Мариинского театра с Денисом Мацуевым традиционно выступит днем на Поклонной горе, а вечером переместится в «Зарядье». Там же пройдет и закрытие пасхального марафона: 12 мая Хор и оркестр Мариинского театра сыграют московскую премьеру «Мессы поминовения» Родиона Щедрина и «Поэторию» на стихи Вознесенского.
Сдвиг даты (обычно Пасхальный фестиваль завершался в День Победы) объясняется тем, что поздняя Пасха оставляет слишком маленькое временное пространство для гастролей по России: «Мы просто не успевает до дальних уголков России, и поэтому отодвинули закрытие на 12 мая», – объяснил Валерий Гергиев.
Пасхальный поезд будет путешествовать в двух направлениях. Первое – за Урал в Сибирь: намечены Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Набережные Челны, Альметьевск, Самара, Нижний Новгород, Владимир. Второй марш-бросок – на юг: Воронеж, Рязань, Курск, Брянск, Смоленск и Тула, куда Валерий Гергиев обещал свозить Родиона Щедрина – уроженца этих мест.
По традиции фестиваль представит четыре программы: симфоническую, камерную, звонильную и хоровую, акцент в которой сделан на участие детских хоровых коллективов.
«Пасхальный фестиваль для России – это совершенно особое музыкальное событие. Это гимн русской музыке, – подвела итог Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец в ходе пресс-конференции. – В этом году наш фестиваль стремительный, он продлится всего 16 дней. Но за эти 16 дней только оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым даст концерты в 22 городах России. То, что фестиваль посвящен Римскому-Корсакову и Мусоргскому, – повод вспомнить и ввести в репертуар оркестров их произведения».
Вице-премьер поблагодарила спонсоров проекта: «Я хочу сказать огромное спасибо нашим верным партнёрам, которые не только в силу каких-то общепринятых мировых стандартов, но и по велению сердца поддерживают Пасхальный фестиваль. И благодаря которым огромная, миллионная аудитория сможет побывать на концертах фестиваля. Мы ожидаем, что зрительская аудитория через трансляцию в этом году превысит 10 миллионов человек».
На пресс-конференции был затронут еще один важный вопрос – создание культурных кластеров в регионах. По словам Ольги Голодец, «в соответствии с поручением Президента РФ на карте страны создается четыре точки нового импульса развития российского искусства. Как когда в Новосибирске была создана Академия наук, после чего Новосибирск был, есть и будет крупным академическим городом, также задуман проект, который реализуется в четырех географических пунктах России – во Владивостоке, Севастополе, Калининграде и Кемерово. Там задуман так называемый “полный цикл” – создание театра оперы и балета с полным образовательным циклом: откроем хореографическое училище – как филиал столичных вузов или самостоятельное учебное заведение, филиалы Центральной музыкальной школы, где, кроме Кемерово, уже начинается набор детей на следующий учебных год, и ребята будут заниматься с педагогами ЦМШ по их программам; Высшая школа музыкального и театрального искусства и филиалы наших крупнейших музеев – Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа. К 2020 году запланировано постройка зданий для хореографических училищ и школ, а к 2023 году вся инфраструктура должна быть полностью сформирована. Через несколько лет это будут точки, где будут создаваться и воспроизводиться лучшие образцы российского искусства».