Кровавое ликование звезд состоялось События

Кровавое ликование звезд состоялось

В Воронеже прозвучала «Турангалила-симфония»

Афиша Воронежской филармонии приятно поражает серьезностью репертуара. Как правило, в регионах продвигается легкая классика – вся эта музыка кино, саундтреки, песни-романсы или кипучие латиноамериканские жанры, между которыми скромно ютятся Моцарт и Чайковский.

Поэтому, когда раздался звонок дирижера Владимира Вербицкого с приглашением послушать исполнение «Турангалилы-симфонии» в Воронеже, я не сразу поверила его словам. «Для нас – это обычная текущая программа концертного сезона», – подтвердила затем Ирина Авралева, художественный руководитель Воронежской государственной филармонии. И правда: в другие даты исполняли Пятую симфонию Брукнера, Симфонии №11 и №13 Шостаковича, были монографические вечера из сочинений Шумана, Мендельсона, программы из произведений современных российских и китайских композиторов, а впереди еще редкость – Скрипичный концерт Понсе, да и Симфония №6 Прокофьева – крепкий орешек. За пультом оркестра не только худрук, но и его сын, продолжатель музыкальной династии Игорь Вербицкий, а также дирижеры региональных российских оркестров и иногда иностранные гастролеры. Афиша «упакована» отличными солистами – за последние сезоны в Воронеже побывали пианисты Барри Дуглас, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Элисо Вирсаладзе, виолончелист Евгений Румянцев, арфистка Нина Куприянова. В общем, выглядит все гармонично и позитивно.

Воронеж известен как родина многих знаменитых писателей и поэтов – Иван Бунин, Андрей Платонов, Самуил Маршак, Алексей Кольцов, Иван Никитин. Но и музыкантами край не обделен. В филармонии решили «собирать камни» и сделали серию концертов «Воронежские имена», пригласив земляков – замечательного домриста Сергея Лукина, молодую певицу, солистку Мариинского театра Антонину Весенину, победительницу проекта «Большая опера» Полину Шамаеву… Цикл идет второй год, и пока список не иссякает.

Заботятся здесь и о воспитании подрастающей аудитории. «Филармония будущего» – концертно-образовательный проект, направленный, по словам Ирины Авралевой, «на сохранение преемственности традиций исполнительского искусства и укрепление творческих связей между коллективами филармонии и их детскими ансамблями-спутниками». Дети вместе с уже известными артистами участвуют в концертных программах, спектаклях, из ближайших планов – постановка музыкальных сказок в стилистике мюзикла.

Мое открытие деятельности Воронежского академического симфонического оркестра состоялось прошлой осенью в Екатеринбурге, когда музыканты ошеломили интерпретацией Симфонии «1905 год» Шостаковича. Так что сомнений, что и с Мессианом справятся, – уже не было, а вот узнать, какой взгляд на эту музыку в России сейчас – это-то и стало целью моего визита.

«Турангалила-симфония» – редчайший гость на российской сцене. Кажется, последний раз в Москве ее играли в 2008 году  на фестивале к 100-летию Мессиана, а в Санкт-Петербурге – в 2010-м, на XI Международном фестивале «Площадь искусств». Причина – и в огромном составе, включающем солирующий рояль и экзотические «волны Мартено», и в протяженности (полная 10-частная версия произведения звучит почти полтора часа), и в прихотливости музыкального языка.

Что касается «волн Мартено», то в России своего инструмента нет. В Мариинском театре его выписывали из Франции, и стоило это немалых затрат. Поэтому в Воронеже, где некогда изобрели первые ракетные двигатели, решили попробовать сконструировать свою модель. По словам артистки оркестра Евгении Уваровой, «каждый тембр мы “собирали” по частотным характеристикам, реверу. В течение двух недель с дирижером и техником искали нужные сочетания и программировали их. На нашей клавиатуре можно делать мелкое вибрато, разгонять его, чтобы возникал эффект тремолирующего вокализа. На “волнах Мартено” тембры меняются с помощью специальной “коробки передач”, мы прописали их в память синтезатора. Я отслушала много разных записей, консультировалась с Петром Терменом, правнуком Льва Термена, изобретателя предшественника “волн Мартено” – терменвокса».

Владимир Вербицкий не в первый раз прикасается к этой партитуре. Дебют состоялся в 1979 году, причем воронежцы привезли «Турангалилу» в Москву. Тогда же сложилась концепция исполнения в сокращенной пятичастной версии. Как известно, сам композитор предлагал различные варианты – конструкция симфонии подобна роману, в котором существует несколько сюжетных линий. Там даже части имеют подобные названия: «Турангалила I», «Турангалила II»… Но Вербицкий сделал акцент на теме любви, которая, безусловно, тут главенствует. Неслучайно же это сочинение входит в так называемый «тристановский» период творчества Мессиана, когда он знакомится с Ивонн Лорио – молодой, необыкновенно талантливой, а главное, влюбленной в его музыку и в него пианисткой. И композитор «изменяет» органу, для которого создавал циклы в предшествующее десятилетие, и выдвигает теперь рояль в солисты.

Владимир Вербицкий, впрочем, решил сделать свою компоновку частей и даже попытался испросить благословение у Мессиана: написал письмо, по-французски, но ответа не получил. Кто знает, может бдительные блюстители идеологии «по дороге» письмо потеряли… Но пересечение с кругом композитора все же произошло – позднее, в Братиславе. «Когда я заявил эту симфонию, директор оркестра сказал, что “волн Мартено” нет и исполнение невозможно. А я узнал, что за несколько лет до этого в Праге “Турангалилу” играли с этим редким инструментом. Тогда директор сдался, и к нам приехала Жанна Лорио – сестра Ивонн Лорио, супруги Мессиана».

А ответ на вопрос, что сподвигло сейчас дирижера на такой жест, с учетом всех сложностей, обезоружил простотой: «Для меня Мессиан – гений, таких звуков никто не создавал. И у него все обращено в космос».

Действительно, композитор мыслил это сочинение как мистерию, где понятия «ликование», «радость» носят внеличностный, вселенский масштаб и обращены к Богу. И оркестр замечательно это воплотил: несмотря на то, что струнная группа тут на 90 процентов женская, объем звука она выдавала колоссальный. Приперченная джазовыми гармониями и синкопами вперемешку с пентатоникой, окутанная мистическими подвываниями «волн Мартено» и «птичьими» руладами духовых, музыка «Турангалилы» отправила слушателей в таинственное путешествие во внеземные цивилизации. Грозные, оглушающие рыками медных духовых образы сменялись гипнотически-завораживающими медитациями «Сада любви», бурлящими контрастами двух «Песней любви», подводя к главной кульминации – «Кровавому ликованию звезд», где эффектно солировал на фортепиано любимец воронежцев, московский пианист Яков Кацнельсон. Этот дикий «коктейль» опьянил публику, которая в финале вечера стоя аплодировала геройству оркестра и дирижера.

Реплики уходящих слушателей, возможно, заставят филармонию призадуматься. С одной стороны, были неофиты, пришедшие в первый раз. «В театре сейчас не знаешь, какая постановка тебя ждет, а в филармонии гарантирован уровень», – объяснила одна пара свой выбор, где провести вечер. Однако знакомство с Мессианом ошеломило их из-за резкого перепада с первым отделением, где в Скрипичном концерте Бетховена солировал Павел Милюков. Гармония, божественность тона породистого Страдивари, общая лиричность концепции привели зал в благостное состояние, и вдруг – такие страсти. Одна слушательница вообще не смогла сформулировать свои ощущения, пребывая в явном потрясении, – и, наверное, в этом главный успех концерта. Музыкантам удалось расшевелить людей, не оставить их в панцире равнодушия, показать дорогу к звездам.

Впереди у Воронежского симфонического оркестра еще более мощный проект – «Песни Гурре» Шёнберга, которыми в середине июня закроется Платоновский фестиваль. Эта партитура – для сверхоркестра, огромного хора, солистов и чтеца, и Владимир Вербицкий настроен решительно: «Я приступаю к прослушиванию певцов, настаиваю, чтобы у нас был основной состав и страхующий, чтобы ничто не помешало качественному исполнению».