Nikolai Lugansky <br>Sergei Rachmaninov. 24 Preludes <br>Claude Debussy. Suite bergamasque. <br>Works for solo piano <br>Harmonia mundi <br>CD Релизы

Nikolai Lugansky
Sergei Rachmaninov. 24 Preludes
Claude Debussy. Suite bergamasque.
Works for solo piano
Harmonia mundi
CD

Николай Луганский стал артистом французского звукозаписывающего лейбла Harmonia mundi. И сразу, один за другим, выпустил два альбома: «Сергей Рахманинов. 24 прелюдии» и «Клод Дебюсси. “Бергамасская сюита”. Фортепианные сочинения».

Оба альбома записывались в особых условиях: фирма постаралась, чтобы звучание было перфектным. Первый, рахманиновский, рождался осенью 2017 года в Брюсселе, в зале Флаже – бывшем Доме радио, превращенном в концертный зал с прекрасной акустикой. Николай Луганский часто дает там концерты, предпочитая другим брюссельским площадкам. С ним работала та же команда, что и на фирме Naïve, где он выпустил несколько CD c музыкой Листа, Шуберта, Рахманинова. А еще пригласили настройщика Джулио Пассадори, итальянца, который в обоих случаях специально привозил рояль. В Брюссель он доставил его из родной Брешии, героически преодолев путь в тысячу километров. Спустя почти год – летом 2018 года, когда писали диск Дебюсси, история повторилась – правда, путь был покороче, потому что дело было в Доббьяко (Тоблах на австрийский манер) – живописном городке в итальянских Альпах. Именно здесь в последние годы любил жить Малер, и альбом записывали в зале, который носит его имя.

Резонный вопрос: а зачем такие трудности? Зачем везти инструмент за тридевять земель? Тут целая философия. Николай Луганский считает, что рояль – как человек, с которым складываются (или не складываются) определенные отношения. Пианист еще до записи специально ездил в Брешию к Джулио, чтобы выбрать инструмент. Понравился только один – концертный Steinway по имени Генри (или, по-французски, Анри). В итоге оба диска записаны именно на нем.

У Николая Луганского вообще богатая дискография, причем он сотрудничал с разными лейблами: Мелодией, Warner Classics, Deutsche Grammophon, Onyx Classics, Erato. До сей поры в его релизах мы не встречали Дебюсси, зато было очень много Рахманинова, в том числе и прелюдии (op. 3 и 23, Erato, 2001). Но только теперь впервые вышло полное их собрание – 24 прелюдии. Признанный рахманиновед, Николай Луганский не просто много и успешно играет произведения этого композитора. Он, как известно, проводит фестиваль в музее-­усадьбе композитора в Ивановке, активно помогает музею, участвуя в воссоздании его фондов и помещений. И диск Harmonia mundi, – кажется, плод всей предшествующей жизни пианиста, очень продуманный, взвешенный. В нем Николай демонстрирует зрелый пианизм во всем диапазоне – от тишайшего «шепота», приглушенного матового звука (как в знаменитой cis-moll’ной прелюдии, сразу после яркого начала и длинной, 6-секундной паузы), или прозрачного журчания в G‑dur’ной до неукротимой мощи B‑dur’ной или Des-dur’ной прелюдий. А между этими полюсами столько слышится рахманиновской тоски, плача, сдержанного крика – во многих минорных прелюдиях, да почти во всех! При этом исключительная виртуозность Николая как бы сама собой разумеется, она незаметна, неброска. В целом записи, на мой взгляд, получились эталонными: чувствуется, что все эти «дети» «выношены», что они пианисту как родные, с каждой прелюдией связана своя история, которая измеряется годами, а то и десятилетиями. Даже более того: кажется, Рахманинов – это alter ego Николая. Или наоборот, Николай – alter ego композитора. Поэтому и записи получились «на века», на них вполне можно учить будущие поколения играть Рахманинова, понимать его.

На сайте лейбла Harmonia mundi аннотация этого диска более чем лестная: «В своей первой записи для лейбла Николай Луганский блестяще отвечает на вызов Рахманинова. Это вершина фортепианного волшебства». Справедливо!

Что касается альбома Дебюсси, то он составлен свободно, мозаично: две арабески, несколько пьес из цикла «Образы», «Сады под дождем» (из «Эстампов»), «Бергамасская сюита», «Вальс более чем медленный», «Остров радости» и «Посвящение Гайдну». Словом, пьесы разных лет – от 1890-х до 1910-го. Дебюсси для Николая Луганского, может быть, не такой «родной», как Рахманинов – играет он его, как известно, реже, меньше, некоторые вещи выучил даже специально для этого релиза, но и тут качество записи во всех смыслах – акустическом и чисто пианистическом – превосходно. Его туше благородно и изысканно, сплошной французский шарм и никакой суеты. И опять же – драматургия альбома построена на контрастах, недаром журнал «Gramophone» отрецензировал диск так: «Луганский восхитителен, а главное – не скучен, не однообразен. Его “рассказы” о величайших фортепианных хитах Дебюсси похожи на сеанс гипноза, на прекрасный сон».